Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - аксаков константин сергеевич

Аксаков константин сергеевич

аксаков константин сергеевич

— старший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной, род. 29-го марта 1817 года в селе Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургской губ.; умер 7 декабря 1860 г. К. С. Аксаков рос под влиянием пылкой, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушного, увлекающегося отца. Мать К. С. Аксакова была исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом, он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, "с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца". Четырех лет К. С. Аксаков выучился у матери читать, и первой его книгой для чтения была "История Трои". К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. "Между детскими годами и зрелым возрастом, — говорит И. С., — почти у всех лежит целая пропасть. У него (т. е. у К. С.), напротив, не было никакого разрыва с младенчеством в душе и сердце. Ум вызрел, обогатился познаниями, но в нравственном отношении не произошло перемены: та же чистота души и тела, та же вера в людей. Этому много способствовало и то, что он до последнего года жизни жил при отце и матери и никогда с ними не разлучался". Читал в детстве К. С. Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до 15-ти лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева греческому, у Фролова географии. Особенно любил К. С. Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее, вместе с братьями и сестрами, разные эпизоды в лицах. С 12-ти лет в нем сказалось литературное дарование: в свои драматико-исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях "дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение". Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своей даровитостью. В 1832 году, 15-ти лет, он поступил на словесный факультет Московского университета, который переживал тогда знаменательное время, находясь на рубеже совершенно новой эпохи, резкой перемены в профессуре и студенчестве. Целый ряд молодых профессоров — Павлов, Надеждин, Шевырев, Погодин — внесли новый дух в университетское преподавание; с другой стороны, среди студентов начали образовываться кружки, занимавшиеся выяснением вопросов нравственных, философских, политико-исторических. Во время пребывания К. С. Аксакова в университете (1832—1835) образовались два кружка, в состав которых входили: Станкевич, поэты Сатин, Красов и Клюшников, Кетчер, Белинский, сам К. С. Аксаков и др. — словом, почти все члены через некоторое время сплотившегося воедино кружка, известного в истории новейшей литературы под именем "кружка Станкевича". В середине и конце 30-х годов к этому кружку, прямо или косвенно, примыкали: Грановский, Тургенев, Кольцов, Василий Боткин, Катков и др. В 1833—1840 годах К. С. Аксаков находился под влиянием Станкевича и Белинского и предавался изучению немецкой философии вообще и Гегеля в частности, о чем он подробно рассказывает в своих "Университетских воспоминаниях" (День", 1862 г., №№ 39— 40). Увлечение учением Гегеля сказалось даже в его магистерской диссертации о Ломоносове, появившейся в 1846 году. После смерти Станкевича и до отъезда Белинского в Петербург (в 1839 г.) К. С. Аксаков сблизился с Хомяковым, Киреевскими, Самариным. С Белинским же, изменившим правому гегельянству и начавшим проповедовать противоположные воззрения, он обменялся несколькими письмами — и они навеки прекратили сношения (письма Белинского к К. С. Аксакову напечатаны в "Руси" 1881 года). Вообще жизнь К. С. Аксакова не богата внешними событиями, и после разрыва с Белинским проходит довольно однообразно до самой смерти главы славянофильства в 1860 г. Поэтому дальнейшая биография, а пожалуй, и вся биография его, есть, главным образом, история хода его литературного развития, история его ученых и литературных работ. Поселившись в Москве, К. С. Аксаков только в 1838 году ездил за границу, откуда вернулся через пять месяцев. Литературную деятельность свою, как выше замечено, он начал стихами. Первым печатным произведением были стихи, читанные на торжественном университетском акте в 1835 г. только что кончившим курс 18-летним кандидатом. Вслед за тем он принимал довольно деятельное участие (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в тех журналах, в которых сотрудничал Белинский — "Телескопе", "Молве" и "Московском Наблюдателе". К. С. Аксаков помещал здесь небольшие рецензии, а также стихи, по преимуществу из Шиллера и Гете. Позднее, не оставляя стихотворства, он стал помещать стихи в "Московском Сборнике", "Русской Беседе" и "Молве". После смерти его много стихотворений напечатано в "Дне", "Руси" и "Русском Архиве". В начале тридцатых годов К. С. Аксаков написал драматическую шутку в стихах, в 3-х действиях, с эпилогом: "Олег под Константинополем!" (напечатана она была в 1858 г.). Эта шутка явилась пародией на так называемое скептическое направление в русской историографии, представителем которого был проф. M. T. Каченовский. Как эта комедия, так и два других драматических произведения К. С. Аксакова — "Освобождение Москвы в 1612 году", драма в 5-ти действиях, появившаяся в 1848 году и только один раз игранная в декабре 1850 г. в бенефис Леонидова, а затем снятая с репертуара, и комедия "Князь Луповицкий", писанная в 1851 году и напечатанная в 1856 году в приложении к "Русской Беседе", а в 1857 г. в Лейпциге — имеют цели не художественные, а дидактические и важны вообще для характеристики тех или иных воззрений автора. То же самое можно сказать и про его оригинальные стихотворения, в которых он постоянно является публицистом. В 1842 году К. С. Аксаков выступил на критическое поприще статьей, напечатанной отдельной брошюрой: "Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души" и в "Москвитянине" того же года, в № 9 ответил на разбор этой брошюры, сделанный Белинским. Затем три критические статьи К. С. Аксакова по литературе, с подписью Имрек, появились в "Московском Сборнике" 1846 года: 1) о сборнике гр. Соллогуба "Вчера и сегодня", 2) о книге проф. Никитенко "Опыт истории русской литературы"; 3) "О петербургском сборнике" Некрасова, — и затем уже в пятидесятых годах несколько статей в "Русской Беседе" — "Обозрение современной литературы", 1857 г., кн. I, "О повести г-жи Кохановской После обеда в гостях", 1858 г., кн. 4, "О переводе Кронеберга летописи Тацита", ibid., — и одна большая в "Молве" — "О сочинениях Жуковского", 1857 г., № 11. В "Русской Беседе", начавшей выходить с 1856 г., К. С. Аксаков был одним из наиболее деятельных сотрудников, а в 1857 г. редактировал еженедельную газету "Молва", где поместил много мелких статей. В 1847 году он защитил диссертацию под заглавием: "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка", представленную для получения степени магистра русской словесности. К пятидесятым годам относятся наиболее важные и существенные работы К. С. Аксакова, исторические и филологические, в которых его взгляды достигли своего полного развития. Эти работы вошли в состав неоконченного полного собрания его сочинений, из которого первый том, как и другие тоже под редакцией и с предисловием И. С. Аксакова, появился в 1861 году, второй — в 1875 г. и, наконец, третий в 1880 г. Первый том состоит из 27-ми статей по русской истории, из которых большинство при жизни автора не были напечатаны. Так, между прочим, здесь появилась впервые статья о "Богатырях князя Владимира", приготовленная для "Московского Сборника" 1853 года, возобновленного еще в 1852 году (когда была напечатана в нем статья К. С. Аксакова "О древнем быте у славян вообще и у русских в частности"). Но этот том был запрещен цензурой в полном составе, состоялось распоряжение "всем главным участникам — братьям Аксаковым, кн. Черкасскому, Хомякову, Киреевским не иначе печатать свои статьи, как проведя их через Главное Управление цензуры в Петербурге" и, кроме того, все сотрудники сборника были отданы под полицейский надзор (см. "Русский Архив", 1878 г., № 11, рассказ редактора "Сборника" И. С. Аксакова). В числе исторических статей особенно выдаются рецензии на І, VI, VII и VIII тома "Истории России" Соловьева, "О древнем быте славян вообще и русских в частности", "Краткий исторический очерк земских соборов", "О состоянии крестьян в древней России", "По поводу Белевской Вивлиофики, изданной Н. А. Елагиным" и др. В этих статьях К. С. Аксаков развивал свои оригинальные воззрения, что склад первоначальной русской жизни не родовой, а общинно-вечевой, что русское государство образовалось не завоеванием, как на Западе, а добровольным призванием власти, и что русский народ резко отделял понятие земли от понятия о государстве, прибегая к последнему только для сохранения первой, что русский народ шел путем внутренней правды и поэтому древнерусская жизнь, в нравственном смысле, достигала высокого совершенства; что, наконец, русскому народу принадлежит особое, высокое и беспримерное, положение во всемирной истории как носителю христианских добродетелей. II и III тома заняты сочинениями филологическими, причем весь третий посвящен "Опыту русской грамматики"; во II томе обращает особенное внимание критический разбор "Опыта исторической грамматики русского языка" Ф. И. Буслаева. Ученая критика в лице И. И. Срезневского ("Изв. Имп. Акад. Наук", 1860 г., т. 9, вып. I) филологические сочинения К. С. Аксакова ставит ниже его исторических трудов. В заключение следует еще поименовать ряд публицистических статей, напечатанных в "Русской Беседе" и в "Молве" при жизни автора, и в "Руси" после его смерти. В "Беседе" — "О русском воззрении", 1856 г., кн. І и II, и "Примечания на народную повесть о бражнике", 1859 г., кн. 6; в "Молве" — по поводу статьи В. Ламанского "О распространении знаний в России", 1857 г., № 10, "Замечания на статью Даля о народной грамотности", ibid., № 35, ряд передовых статей. Из посмертных же статей особенно замечательна напечатанная в "Руси", 1881 г., №№ 26—28, записка "О внутреннем состоянии России", поданная в 1855 г. через графа Блудова только что вступившему тогда на престол Императору Александру II. К. С. Аксаков умер от чахотки на острове Занте (одном из семи Ионических островов), куда приехал в сопровождении брата, Ивана Сергеевича, летом 1860 г. Для характеристики нравственной личности К. C. Аксакова особенно важны воспоминания о нем Н. Бицына, появившиеся в "Русском Архиве".

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Аксаков, Константин Сергеевич, один из крупнейших представителей "славянофильского" направления. Родился 29 марта 1817 года в селе Аксакове, Бугурусланского уезда, Оренбургской губернии, умер 7 декабря 1860 года на острове Занте. Биография А. не богата внешними фактами, но общий склад его личной жизни с раннего детства до могилы многое выясняет в его мировоззрении и отношениях к основным вопросам русской жизни. Старший сын Сергея Тимофеевича не только вырос, но и всю жизнь провел в характерной семейной обстановке. Несомненно значительным было влияние отца, отличавшей его глубины чувства, теплоты и живости воображения, его "русского направления", оптимистического отношения к помещичьему быту, художественно-археологического увлечения старой Москвой. Глубокая привязанность к отцу наиболее сильное чувство в личной жизни А.: горе после смерти Сергея Тимофеевича расшатало его здоровье и свело через 1 1/2 года в могилу. От матери, Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной, А. унаследовал, быть может, отличавшую его от пассивной, более созерцательной натуры отца, боевую энергию в защите своих воззрений: Ольга Семеновна была дочерью...
Биографический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):