Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - иаков вечерков

Иаков вечерков

иаков вечерков

(Иосиф Иванович) — архиепископ нижегородский и арзамасский, сын диакона, род. 4 апреля 1792 г. в слободе Серебрянке Новооскольского уезда, Курской губернии, умер 20 мая 1850 г. В 1804—1814 гг. обучался в Белгородской семинарии и не поступил в академию, потому что был оставлен в той же семинарии учителем и два года обучал математике, немецкому языку, поэзии и риторике. Намеревался вступить в брак, но невеста его накануне свадьбы была убита громом. В 1816 г. он поступил в Петербургскую духовную академию и по окончании в ней курса магистром, 22 августа 1819 г. принял пострижение с именем Иакова, был рукоположен в иеромонаха и назначен инспектором Орловской семинарии и преподавателем церковной истории и еврейского языка; 10 сентября того же года назначен ректором севских духовных училищ. С 1822 г. был ректором Орловской, а затем ректором Екатеринославской семинарии. В 1827 г. был назначен настоятелем Григорьевского Бизюкова монастыря и 1 ноября произведен в архимандрита. 19 марта 1832 г. избран, а 27 марта хиротонисан во епископа саратовского и царицынского, 15 января 1847 г. перемещен в Нижний-Новгород, 3 апреля 1849 г. возведен в сан архиепископа, 19 ноября того же года вызван для присутствования в Св. Синоде в Петербург, где и скончался. Преосвященный Иаков был большой любитель истории и археологии и много положил труда на борьбу с расколом; он оставил следующие сочинения: "Увещание к молоканам", "Статистическое описание саратовской епархии" (1839 г.); "Исторический очерк саратовского края" (1848 г.), "О беглопоповской секте в саратовской епархии", "Исследование о месте Сарая, столицы Кипчакской орды", "Состояние православной церкви в Кипчакской орде", "Путевые заметки о г. Петровске" — в "Записках" Казанского университета за 1842—1843 гг. Из Печерского монастыря он до 1000 писанных столбцов отправил в Археографическую комиссию. Собирание статистических сведений по нижегородской епархии было начато преосвященным в широких размерах, но дело это осталось неоконченным. Противураскольническая деятельность преосвященного имела в обеих епархиях широкие размеры, равно как и миссионерская по отношению к калмыкам и евреям. Он учредил особую комиссию для борьбы с расколом и сам постоянно ездил для собеседований, исходатайствовал позволение на постройку единоверческих церквей, собирал старопечатные книги, различные записки и снимки с древних вещей, чтобы поражать раскольников собственным их оружием; устроил помещение для больных из новокрещенных и открыл в 1838 г. училище для детей калмыков. Духовно-учебные заведения также немало занимали его: он обогатил библиотеки Саратовской и Нижегородской семинарии; в последней находится и рукопись его "Церковная археология"; он старался и в учеников вселить желание и уменье бороться с расколом, завел диспуты и произношение проповедей; его старанием открыто несколько духовных, городских и уездных училищ: в гг. Николаеве (1845 г.), Вольске и Балашеве (1848 г.), в с. Лыскове (1849 г.) и в г. Починках (1850 г.). В той и другой епархии сотни храмов и молитвенных домов вновь построены и перестроены по увещаниям и наставлениям преосвященного.

"Саратов. епарх. вед.", 1872 г., № 10; "Жизнь преосвящ. Иакова, архиеп. нижегородского"; "Преосвящ. Иаков, архиеп. нижегородский"; Π. Лебедев, "Воспомин. о преосв. Иакове".

{Половцов}



Иаков Вечерков

— архиепископ нижегородский († в 1850 г.). По окончании курса в СПб. дух. акад. был инспектором семинарии Севской и ректором Екатеринославской; с 1832 г. епископ саратовский. Здесь он мерами кротости и убеждения обратил в православие до 1000 евреев, до 1000 калмыков и свыше 20000 раскольников. Объезжая свою епархию с миссионерской целью, он собрал подробнейшие сведения о раскольниках, хлыстах, молоканах и других сектах, которые изложил в обширных "Записках", доселе служащих главным первоисточником для изучения упомянутых сект (в выдержках эти записки напечатаны в "Правосл. Собеседнике" за 1857 и 1858 г., в целом виде хранятся в рукописях, в библиотеке нижегородской сем.). Найденные им древние исторические акты (в числе 2000 столбцов) были отправлены в археографическую комиссию и отчасти напечатаны (в "Нижегородском сборнике" т. VI). Им собрана обширная коллекция монет, восточных и западных (в библиотеке Нижегородской семинарии). Известны его статьи: "О состоянии правосл. церкви в Кипчакской орде"; "Исследование о месте Сарая" (статьи эти приписывает ему Н. И. Надеждин; другие приписывают их Саблукову); "Путевые записки о г. Петровске" (все три статьи — в "Записках Казанского унив."); "Путевые заметки при обзоре церквей Екатеринославской епархии" (в "Херсонских Епархиальных Ведомостях"); "Статистический очерк Саратовской епархии"; "Описание Нижегородского первоклассного м-ря" (обе последние статьи в рукописях, в библиотеке географического общ.); "Церковная археология" (рукоп.). Проповеди его изданы в 1847, 1850 и 1852 гг.

Ср. Надеждин, в "Известиях Геогр. Общ." (1850 г.); неизвестный, в "Чтениях Моск. Общ. Ист. и Др." (1876), и П. И. Мельников, в "Москвитянине" (1851 г.).

H. Б.

{Брокгауз}



Иаков Вечерков

(Иосиф Иванович) — архиепископ Нижегородский и Арзамасский.

Родился 4 апреля 1792 года в семье диакона слободы Серебрянски Новооскольского уезда Курской губернии.

В 1814 году окончил Белгородскую духовную семинарию.

В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1819 году со степенью магистра.

22 августа того же года пострижен в монашество в Александро-Невской лавре, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Орловской духовной семинарии.

В том же году 10 сентября назначен ректором Севских духовных училищ.

С 1822 года — ректор Орловской духовной семинарии.

С 20 августа 1823 года — ректор Екатеринославской духовной семинарии.

4 октября 1827 года назначен настоятелем Бизюкова монастыря и 1 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

27 марта 1832 года в Санкт-Петербургском Казанском соборе митрополитами Серафимом, Филаретом и другими иерархами хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского.

С 13 января 1847 года — епископ Нижегородский и Арзамасский.

3 апреля 1849 года возведен в сан архиепископа; 19 ноября того же года вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Здесь он заболел горловой чахоткой и 20 мая 1850 года скончался. Погребен в Александро-Невской лавре (в Феодоровской церкви).

Архиепископ Иаков — замечательная, выдающаяся личность. Он был пламенный учитель веры и ревностный борец против раскола, неуклонный и точный исполнитель всех церковных постановлений, неустанный горячий молитвенник, великий постник и подвижник.

С юных лет он очень любил природу. От созерцания красот видимого мира возносился умом и сердцем к созерцанию красоты небесной.

В годы преподавательской деятельности в свободное от занятий время занимался археологией и историей. Все, что казалось ему важным и в личной жизни, и в общественной, он записывал в особую тетрадь, которую вел в виде дневника.

В период архипастырской деятельности преосвященный Иаков много потрудился в борьбе с расколом. Занимался в это время и миссионерской деятельностью.

В борьбе с раскольниками он избрал свой метод, собирал и тщательно изучал все старинные книги и записи, и делал с них снимки с целью поразить ревнителей мнимой старины их же оружием. Во время частых поездок по епархии святитель посещал самые отдаленные, укрывающиеся в лесах раскольничьи скиты, ласково убеждал обитавших в них (скитах) старцев и стариц обратиться в лоно Православной Церкви. Своими архипастырскими убеждениями и примером личной жизни за 15 лет служения в Саратовской епархии преосвященный Иаков возвратил в лоно Православия 18 300 раскольников. Больших успехов добился он и в Нижегородской епархии.

Раскольники глубоко уважали святителя за его кротость и благочестие и не раз говорили ему: "Владыко святый! Вот если бы такими, как ты, были все священники, то мы бы чтили и уважали их". Митрополит Московский Филарет говорил: "добрые раскольники Саратовской и Нижегородской епархий все были бы в пастве преосвященного Иакова, если бы он долее пожил".

В деле обращения инородцев преосвященный Иаков также достиг значительных успехов. В его святительство было крещено в Саратовской губернии около тысячи калмыков и столько же евреев.

Преосвященный Иаков был и замечательный проповедник. Слова и речи его отличались простотой, задушевностью, искренностью, особой назидательностью и доступностью людям образованным и необразованным.

Много внимания уделял преосвященный образованию юношества. Им было открыто несколько городских и уездных духовных училищ. Предметом особых забот и попечений архиепископа Иакова были воспитанники семинарии, как будущие пастыри и учители церкви Христовой. Святитель внушал им с особенным усердием изучать Священное Писание. "Помните, — говорил он юношам, — вы готовитесь быть светом миру, — миру родному, русскому, который еще доселе ходит во тьме и ждет просвещения от своих пастырей". Владыка желал, чтобы у воспитанников семинарии развивалась способность к проповедованию слова Божия.

Немало заботился преосвященный Иаков и о сооружении храмов. По его благословению в обеих епархиях построены сотни храмов и молитвенных домов. Под его непосредственным руководством была устроена трехпрестольная церковь в Саратове под кафедральным собором и такая же церковь — под Нижегородским кафедральным собором. Принимал активное участие в благоустройстве Нижегородского Печерского монастыря.

С любовью и состраданием относился святитель к бедным, больным и заключенным в темницах. Он посещал больницы, тюрьмы, раздавал нуждавшимся щедрую милостыню, иногда сам оставаясь без копейки.

В личной жизни преосвященный Иаков соблюдал строгое воздержание и пост. О посте он, по собственному опыту, так рассуждал: "Пост есть хлеб души, вначале сей хлеб кажется горьким, но впоследствии делается весьма сладким и благотворным. Хлеб сей дает силы, крепость и веселие душе. Душа со смирением и благодарением ко Господу, насытившись сим хлебом, обрадованная, входит в сообщество с ангелами, с Самим Богом, охотно, свободно воспевает внутреннюю молитву и, как веселая птица, реет по таинственному вертограду Господню".

Во время совершения Божественной литургии святителя охватывало чувство особенного смирения и благоговения. Он говорил, что "где нет смирения, там литургия для литургисающего во грех, а не во спасение".

Как в Саратове, так и в Нижнем Новгороде все от мала до велика любили и почитали своего доброго архипастыря и приходили к нему за советом и благословением.

Усиленные труды надломили здоровье преосвященного Иакова. Он уже чувствовал приближение кончины и благодарил Бога, надеясь найти "по ту сторону гроба более жизни, более спокойствия, более радости, нежели находил по сию сторону могилы".

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):