Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ириней несторович

Ириней несторович

ириней несторович

(Иван Гаврилович) — архиепископ иркутский, нерчинский и якутский. Сын священника, род. 25 января 1783 г. в с. Старых Дмитрушках Уманского уезда, умер 18 мая 1864 г. По окончании в 1805 г. курса в Киевской духовной академии был оставлен в ней учителем математики, латинского и немецкого языков. В 1810 г. откомандирован в Яссы учителем русской словесности и греческого языка в главном Молдовлахийском училище, а в 1812 г. перемещен в Кишинев, где принял деятельное участие в устройстве семинарии и при ней пансиона для благородного молдаванского юношества. В 1813 г. 11 ноября постригся в монашество с именем Иринея и рукоположен в иеромонаха, а в 1815 г. в игумена Городищенского монастыря в Бессарабии. 25 мая 1817 г. произведен в архимандрита курковского Рождественско-Богородицкого монастыря кишиневской епархии и назначен ректором Кишиневской семинарии и членом консистории. Граф Воронцов поручил ему заведование новозаведенными ланкастерскими школами взаимного обучения. В 1824 г. он был вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповеди, занял место законоучителя в 1-м кадетском корпусе и обращал на себя общее внимание как проповедник. 31 января 1826 г. хиротонисан во епископа пензенского и саратовского. Он был один из первых архипастырей, которые начали вводить после воскресной литургии обучение прихожан молитвам, Символу веры и заповедям, но встретил противодействие со стороны гражданской власти. 26 июля 1830 г. преосвященный Ириней возведен был в сан архиепископа иркутского, нерчинского и якутского. Громадное пространство епархии и инородческий состав паствы требовали усиленных забот; увеличить число священнослужителей и поднять уровень их образования — было первым делом архиепископа. Вместе с тем он следил за их нравственностию, и побуждал к более энергичной и широкой деятельности. Здесь, как и в Пензе, он заявил себя горячим защитником церковной независимости, но борьба с гражданскими властями окончилась не в его пользу: 28 июля 1831 г. состоялся указ св. Синода об удалении его от управления епархиею и о назначении ему местопребывания в Спасо-прилуцком монастыре вологодской епархии. Преосвященный Ириней не хотел верить полученному указу и послал его к Государю, как подложный, а свою особу поручил охранению и защите военного караула, но в конце концов пришлось подчиниться состоявшемуся решению. Печальна и скучна была в первое время его жизнь в монастыре, но когда в 1837—1840 гг., по определению Синода, стали присылать к нему раскольников для увещания, когда в 1838 г. ему разрешено священнослужение, назначена пенсия и дозволен выезд из монастыря, преосвященный ожил духом и стал принимать деятельное участие в делах монастыря и занялся широкой благотворительностию. 17 апреля 1848 г. он перемещен в Толгский ярославский монастырь настоятелем; с большею ревностью начал он управлять монастырем, произносил поучения, строго следил за жизнью иноков. После его смерти в бумагах его нашлось много заметок, неоконченных статей, проповедей и даже целых сочинений ("о происхождении и употреблении двуперстного, троеперстного и именословного крестного сложения"), — небольшая часть их напечатана в "Ярославских епархиальных ведомостях" 1869 г., №№ 50—52 и в "Пензенских епархиальных ведомостях" 1870 г., № 2.

"Яросл. епарх. вед." 1869, №№ 29—52; "Пенз. епарх. вед." 1869, №№ 20—23 и 1870 г. № 2.

{Половцов}



Ириней Несторович

(или Нестерович Иван Гаврилович) — архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский.

Родился 25 января 1783 года в селе Старые Дмитрушки Уманского уезда в семье священника.

В 1805 году окончил курс Киевской духовной академии и оставлен в ней учителем.

В 1810 году командирован в Яссы учителем в Главное Молдовлахийское духовное училище.

В 1812 году перемещен в Кишинев.

11 ноября 1813 года пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха.

С 25 мая 1817 года — архимандрит Курковского Рождество-Богородицкого монастыря в Бессарабии.

С 1820 года — ректор Кишиневской духовной семинарии и член консистории.

В 1824 году вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди. Законоучитель Первого кадетского корпуса.

31 января 1826 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского.

3 ноября 1828 года переименован Пензенским и Саранским.

26 июля 1830 года переведен в Иркутск с возведением в сан архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского.

28 июня 1831 года указом Святейшего Синода удален от управления епархией и послан в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь.

В 1837—1840 годах определением Святейшего Синода принимал присылаемых ему раскольников для увещания.

С 1838 года разрешено священнослужение, дозволен выезд из монастыря, назначена пенсия.

17 апреля 1848 года получил в управление Толгский монастырь Ярославской епархии.

Скончался 18 мая 1864 года. Погребен в выкопанной им самим могиле около Спасской церкви в Толгском монастыре.

Архиепископ Ириней — горячий сторонник независимости Церкви от гражданской власти, но борьба с представителями этой власти окончилась не в его пользу. За сухими строками его короткого послужного списка кроется трагедия человеческой души, человека ревностного и горячего, пытавшегося за славу и авторитет Церкви повести борьбу сразу на два фронта: против власть имущих, злоупотреблявших своим положением, и против распущенности подчиненного ему духовенства — и смятого в этой борьбе.

По воспоминаниям современников можно проследить, как из молоденького, выдержанного, хотя по-южному пылкого архимандрита он за несколько лет превратился в желчного, издерганного, подчас не знающего меры в выражении своих чувств епископа, больного человека, выходки которого при желании можно было приписать сумасшествию. Можно проследить, как его провоцировали на эти выходки, как их подхватывали, раздували и в десятикратном преувеличенном виде доносили о них обер-прокурору, а то и прямо царю. Как добились наконец того, что объявили его сумасшедшим и надолго лишили дорогого ему права священнослужеия.

Внешность архиепископа Иринея производила сильное впечатление. "Ему было около 45 лет, — описывал один из знавших его уже в Иркутске, — среднего роста, сложен очень правильно, не худощав и не расположен к толстоте; движения очень грациозные и выражали физическую силу и энергию; лицо мужественное, принадлежит к типу южных славян; густой брюнет, глаза большие, полные блеска, взгляд быстрый, проницательный, волосы черные, без седого волоса, густые, длинные, но крупно-волнистые, чем скрадывали большую длину; волосы казались тонкими и блестящими, борода черная, небольшая; голос самый чистый — грудной мягкий тенор. Владел интонацией голоса так гибко, так верно и так хорошо, что я другого такого послушного голоса не слыхал! Подражать владыке Иринею невозможно".

Первые печатные воспоминания об Иринее (Нестеровиче) относятся к тому времени, когда он был архимандритом и преподавал Закон Божий в Первом кадетском корпусе. Н. С. Лесков почти дословно передает стенографически записанные воспоминания бывшего кадета (впоследствии основателя издательства "Общественная польза") Г. Д. Похитонова.

"Он был очень уважаем Перским (директором корпуса) и всеми офицерами, а кадетами любим удивительно, — сообщает Похитонов, — он навеки меня облагодетельствовал, образовав мое религиозное чувство. Да и для многих он был таким благодетелем. Он учил в классе и проповедовал в церкви, но мы никогда не могли его вволю наслушаться. Когда нас выпускали в сад, он тоже приходил туда с нами разговаривать... и он ходил, окруженный целой толпой кадет, которые теснились вокруг него... Каждое слово его ловили... Мы перед ним все были открыты; выбалтывали ему все наши горести.

Проповеди его были неподготовленные, очень простые и теплые, всегда направленные к подъему наших чувств в христианском духе, и он произносил их прекрасным звучным голосом, который долетал во все углы церкви. Уроки же его или лекции его отличались необыкновенной простотой и тем, что мы могли его обо всем спрашивать и прямо, ничего не боясь, высказывать ему наши сомнения и беседовать".

Здесь в кадетском корпусе у него произошло столкновение с директором пажеского и сухопутного корпусов и членом совета о военных училищах генерал-адъютантом Н. И. Демидовым. В результате этого столкновения архимандрита Иринея убрали из корпуса и назначили епископом Пензенским. В то время это представляло почетную ссылку.

В Пензе епископ Ириней, как впоследствии и в Иркутске, лично наставлял прихожан в истинах веры и заботился о просвещении инородцев. Объезжая епархию, высылал в Пензу безграмотных священников и заставлял их обучаться чтению, письму и правильному совершению богослужения. Его требовательность и строгость многим не нравились. Пошли разговоры о его строгости и чудачествах. Некоторые "смельчаки" дерзали даже публично посмеяться над преосвященным. Он, конечно, с достоинством отвечал таким "смельчакам", но нервная система его постепенно расшатывалась. В конечном итоге преосвященный стал раздражительным. Поэтому ничего нет удивительного, что через несколько лет, когда епископ Ириней только что приехал в Иркутск, случайно присутствовавший при первом служении медик сказал, что у него разлита желчь и он никогда не может быть спокоен. Сам владыка, уже будучи в монастыре, не раз говорил: "Хотя имя мое — Ириней — значит "мир", но я ни с кем не мог быть в мире".

Положение архиепископа Иринея в Иркутске оказалось очень сложным, тем более что до него в течение почти 16 лет епархией управлял архиепископ Михаил (Бурдуков), человек в высшей степени добрый и смиренный, любимый своей паствой. По своей доброте он распустил епархию; в столице об этом знали, но терпели из уважения к старцу. Когда же он умер, последовала резолюция назначить на его место человека строгого и надежного, так что строгость архиепископу Иринею как бы предписывалась свыше.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):