Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - лабзин александр федорович

Лабзин александр федорович

лабзин александр федорович

— вице-президент Императорской Академии Художеств, писатель, известный мистик; происходил из дворянской семьи, род. в Москве 28 апреля 1766 г., ум. 26 января 1825 г. О родителях его нам ничего неизвестно; знаем только, что мать его была женщина очень набожная. Любознательность и охота к ученью проявилась в Лабзине очень рано. "Я начал учиться арифметике, будучи еще лет шести", рассказывал он о себе впоследствии, "для того только, что учитель, который приходил учить меня только писать, в разговоре сказал мне, что можно узнать, сколько раз колесо от Москвы до Петербурга обернется, и сколько иголок по дороге уляжется"; это так заинтересовало мальчика, что он пожелал учиться арифметике и быстро постиг ее; впоследствии он всегда оказывал особенную любовь к математике, прибегая к ней иногда и в своих отвлеченных рассуждениях. В 1776 г. Лабзин был отдан в гимназию при Московском университете, где был в ряду лучших учеников; получая награды за успехи, в 1778 г. переведен был в университет и в 1780 году произведен в студенты. Классические языки и древняя литература привлекали особенное внимание Лабзина и в университетские годы он основательно изучил произведения классиков, особенно Цицерона, Платона, Плутарха; новейшая литература, изящная и научная, также не оставалась в стороне, и Лабзин еще на университетской скамье следил за нею, даже сам пытался писать: он принимал участие, вместе с другими студентами (преимущественно из питомцем "Дружеского Общества"), в повременном издании Н. И. Новикова "Вечерняя Заря", заключающая в себе лучшие места из древних и новейших писателей, открывающие человеку путь к познанию Бога, самого себя и своих должностей, которые представлены как в нравоучениях, так и в примерах оных, т. е. небольших историях, повестях, анекдотах и других сочинениях, стихами и прозою, служащее продолжением "Утреннего Света" (3 ч., 1782 г.); из произведений Лабзина, здесь помещенных, известна только "Быль: Французская лавка" (стих.), в которой, подобно "Модной лавке" Крылова, осмеивается слепая приверженность ко всему французскому и те, которые за дорогую цену покупают гнилой французский товар (перепечатана в "Собеседнике любителей российского слова", ч, XI, 1784 г., стр. 23—25). — В университете Лабзин подпал под нравственное влияние кружка московских масонов Новикова и Шварца, был принят в их "семинарию", из которой вынес то нравственно-религиозное, мистическое направление своей духовной деятельности и нелюбовь к идеям современной ему философии, которые сохранились в нем на всю жизнь. С особенным чувством вспоминал он всегда Шварца, которому обязан был всем своим внутренним миросозерцанием, считая, что он, главным образом, спас его от заблуждений философов ХVIII в.; с Новиковым же Лабзин вел деятельную переписку, прекратившуюся лишь со смертью главы московских масонов (в 1818 г.), а на кончину Шварца (1784 г.) написал стихи, прочитанные в торжественном собрании учеников в честь умершего учителя. Еще 23 апреля 1783 г. Лабзин был принят членом в общество мартинистов и 28 апреля, в день своего рождения, дал торжественный обет на служение Богу, служение, которому он решил уже тогда посвятить свою жизнь.

Выйдя из университета в 1784 г. с основательными знаниями в новых языках, Лабзин определился в московское губернское правление переводчиком, в 1785 г. получил чин губернского и в 1787 г. — коллежского секретаря и тогда же перешел, переводчиком же, в конференцию Московского университета. В это время, вероятно нуждаясь в заработке, он перевел с французского языка незадолго до этого игранную с большим успехом на московской сцене "Фигарову женитьбу, в 5 действиях, соч. Бомарше" (М., 1787 г.) и "Судью, в 5 действиях, соч. Мерсье" (М. 1788 г.), а в приезд императрицы Екатерины II, летом 1787 г., в Москву, поднес ей (28 июня) "Торжественную песнь Екатерине II... на вожделеннейшее Ее Величества прибытие в столичный град Москву из предпринятого путешествия в приобретенную, в благословенное ее царствование, Тавриду и другие области, во всерадостный день восшествия на Всероссийский императорский престол, совершающий двадцатипятилетие преславного ее царствования" (М. 1787 г., 4°, 38 строф по 10 стихов каждая; перепечатана в "Утренних Часах" 1788 г., ч. I, стр. 101—120; в числе издателей этого петербургского журнала А. Н. Неустроев неосновательно называет Лабзина); ода эта, не выдаваясь ничем из рядов современной официальной торжественной лирики, обратила, тем не менее, внимание императрицы на автора, так что и впоследствии он неоднократно получал от нее денежные награды.

В 1789 г. (6 декабря), после крушения Новиковской "Типографической Компании", к которой Лабзин был близок, он перевелся на службу в Петербург. Перед отъездом его из Москвы с ним произошел случай, в котором он видел особое проявление Промысла, направляющего его по пути проповеди, для поднятия упавшей религии. Беседуя с одним неверующим, Лабзин с одного раза обратил его на путь истины и притом с такою убедительностью, что тот возненавидел все земное, выразил желание отдать все свое имение наставнику и уйти в монастырь. "Происшествие сие", говорит Лабзин, "случилось совсем неожиданно, когда ни обращенный, ни обратитель ни малейшего не имели о том намерения и когда они вместе были в бане. Оно так поразительно было для самого действующего лица, что он снова подтвердил обет свой, и при сем невольно как-то вырвались у него слова молитвы: "но ввери мя человеческому предстательству"; и потому он тут же дал обещание предаться так воле Вышнего, чтобы не только не искать ничего земного, но ниже искать чьего-либо покровительства. Случай сей представился ему такою святынею, что он не только не усомнился отречься от предложения своего приятеля, но не захотел принять ни малейшего от него за то воздаяния, ниже какой другой услуги". Переселившись в Петербург, Лабзин поступил в секретную экспедицию с.-петербургского почтамта, где на его обязанности лежало следить за иностранными газетами (а также и частными письмами) и не пропускать в публику ничего, что могло бы вредно повлиять на настроение умов. Правительство в это время было особенно тревожно настроено ввиду событий, совершавшихся во Франции, а потому можно предполагать, что Лабзин, как и все вообще мартинисты, несочувственно и даже враждебно относившийся к освободительной философии ХVIIІ века и к "буйству разума", служил ревностно, "не только за страх, но и за совесть"; подтверждением этому может быть и то, что Лабзин получал денежные награды и быстро шел в чинах: в 1792 г. (31 декабря) он был произведен прямо в коллежские асессоры, в 1795 г., "по Высочайшему указу, за отличие по особому поручению", в надворные и, наконец, уже при Павле, 14 октября 1797 г., — в коллежские советники. В 1794 г. (15 октября) Лабзин женился на вдове Анне Евдокимовне Карамышевой, урожденной Яковлевой, в которой, несмотря на разницу лет (она была старше его 8 годами), нашел верную спутницу, разделявшую его убеждения с энтузиазмом и искренностью и сделавшуюся ревностною сторонницею учения мистиков, во главе которых в России суждено было стать ее мужу. О жизни и деятельности Лабзина за этот период известно очень мало; Неустроев в своем указателе содержания журналов ХVIII ст. приписывает Лабзину большое количество стихотворений, оригинальных и переведенных из Леонарда, Геснера, Виланда и Геллерта, помещенных в "Чтении для вкуса" (1793 г.) и "Приятном и полезном препровождении времени" (1794—1795 г.); но мы не можем с этим согласиться, так как Лабзин вряд ли склонен был, по своему характеру и убеждениям, отдавать свои досуги легкой поэзии. Служба Лабзина в почтамте продолжалась около 10 лет; 17 апреля 1799 г. он, с чином статского советника, был переведен в Коллегию иностранных дел, а 6 сентября, кроме того, был назначен и конференц-секретарем Императорской Академии Художеств. В то же время ему и Александру Вахрушеву император Павел, избранный незадолго перед тем гроссмейстером Мальтийского ордена, поручил составить "Историю ордена Святого Иоанна Иерусалимского", которая вышла в 5-ти частях в 1799—1801 г. (труд этот был, большею частью, переводом сочинения Верто). Император 1 января 1801 г. дал Лабзину звание историографа ордена и, кроме того, за время своего царствования, наградил его 2000 руб. и двумя бриллиантовыми перстнями.

В качестве конференц-секретаря Академии Художеств, а затем ее вице-президента Лабзин много сделал для академии, как человек энергичный, дельный и с изящною натурою: он принимал живейшее участие в судьбах русского искусства и его деятелей, которые сохранили о нем благодарное воспоминание. Помимо административной работы, Лабзин с особенною любовью следил за педагогическою стороной академической жизни: он часто приглашал к себе воспитанников, учил и заставлял их петь русские песни, устраивал для них домашние спектакли, на которых играл и сам, сочиняя для театра небольшие пьесы в стихах, — что показывает живость его натуры и здравый взгляд на воспитание. Родители смело поручали ему детей своих, как родному, и он принимал все меры для успешного образования учеников; жена Лабзина, женщина добрая, не имевшая к тому же своих детей, разделяла с мужем его заботы о воспитанниках академии, для которых иногда устраивались и беседы религиозно-нравственного характера. В речах своих, произносимых на торжественных собраниях академии, Лабзин касался вопросов религии и нравственности в воспитании (некоторые из них напечатаны — 1803, 1805 и 1806 г. — в "Московских Ведомостях" №№ 73, 74 и 76 соответствующих годов; речь 1802 г. издана отдельно, 4°; речь 1804 г. — в "Северном Вестнике" 1804 г., ч. III).

26 октября 1804 г. Лабзин, незадолго перед тем (11 января) произведенный в действительные статские советники, был переведен из Коллегии иностранных дел директором департамента военных морских сил, с оставлением в должности конференц-секретаря Академии Художеств. По новому званию своему Лабзину приходилось много работать, составляя годовые отчеты по министерству и исполняя, помимо текущих дел, различные поручения министра П. В. Чичагова;

в 1805 году (2 апреля) он получил орден Анны 2-й ст. с бриллиантами, а через два дня (4 апреля) назначен членом в Государственный адмиралтейский департамент. Служба одновременно по двум ведомствам, требовавшая затраты сил и времени, не помешала Лабзину в эту именно пору вступить на поприще литературной деятельности в мистическом направлении; в деятельности этой, которая прежде всего удовлетворяла до известной степени его самого, давая ему возможность разбираться в сложных вопросах внутренней жизни, Лабзин видел особое призвание свыше. Искренно преданный христианству, человек глубоко религиозный и истинно православный, приверженный к церкви, Лабзин всеми способами стремился к отысканию вечных истин и к созданию той мистической "внутренней" церкви, в которой он видел залог людского счастья на земле, прообраз церкви небесной. Вступив в масонство еще в 1783 году, Лабзин, но удовлетворенный известными ему ложами, основал в 1800 г. свою собственную ложу "Умирающего Сфинкса". которая, по его мысли, должна была стремиться к разгадке всех таинственных явлений мира внешнего и внутреннего. Деятельность ложи, начавшей свои собрания 15 января 1800 г., продолжалась вплоть до закрытия масонских лож в 1822 г. Лабзин стал во главе ее, в звании великого мастера; он с редкою энергиею и настойчивостью вербовал членов, руководил их работами над самими собою, старался помогать им в искании истины, собирал братьев в заседания, происходившие то в его квартире, то в нанятом помещении, читал в них речи и наставления, вел журналы собраний, указывал ученикам работу, наставлял их, а в случае провинностей или небрежного отношения к ложе налагал на них наказания или даже совсем исключал из числа "братий". В числе членов его ложи, как известно, были: Н. И. Новиков, О. А. Поздеев, М. Я. Мудров, Ю. Н. Бартенев (женившийся в 1819 г. на племяннице и воспитаннице Лабзина, Е. С. Микулиной), П. Беляев (секретарь ложи, отец декабриста), А. О. Голубев, Вс. Н. Жадовский, Н. С. Кожухов, Е. А. Кушелев, братья Маркеловы, А. П. Мартынов, А. Л. Витберг, Ф. И. и Ан. И. Прянишниковы, Е. Г. Рогожин, В. В. Романовский, Д. П. Рунич, Н. И. Свистунов, К. П. Скворцов (секретарь Лабзина), А. Вахрушев, кн. Г. П. Гагарин, К. А. Лохвицкий, X. А. Чеботарев, И. П. Чернов (завещавший в 1817 г. ложе свое имущество), бр. Б. Г., Е. Г. и К. Г. Чиляевы и многие другие, как в Петербурге, так и в других городах; наконец, в собраниях ложи участвовала и А. Е. Лабзина. В деятельности ложи, кроме религиозно-нравственных целей, стоявших на первом месте, следует отметить и ее филантропические задачи, для чего между братьями происходили сборы пожертвований, распределявшихся между нуждающимися лицами самых разнообразных общественных положений. Протоколы ложи, сохранившиеся в бумагах бывшего ее секретаря Ф. И. Прянишникова (впоследствии член Государственного Совета), находятся ныне в Императорской Публичной Библиотеке. Масонская деятельность Лабзина, снискавшая ему большую известность, год от году становилась шире и шире, распространяясь по всем концам России; в нем многие признавали опытного наставника, в его красноречивых беседах и письмах "искатели истины" находили успокоение и разрешение наболевших религиозных вопросов. Тогдашнее духовенство за редкими исключениями было малообразованно и потому не могло прийти на помощь людям, искавшим разъяснения внутреннего содержания религии. Лабзин видел это, а успех его проповеднической деятельности на практике давал ему силы на дальнейшую работу и заставлял его видеть в этой именно деятельности какое-то особое призвание свое. Одновременно с деятельностью главы масонской ложи он начинает заниматься изданием книг мистического содержания, в которых видит могучее средство для распространения в обществе истинных, по его мнению, знаний и понятий о "внутренней" церкви. Мистические писатели, преимущественно германские — Юнг-Штиллинг и Эккартсгаузен, — с их туманными представлениями и неопределенными, однако сильно говорящими неясному простому чувству, символами и фигурами, давали Лабзину богатый материал, — и он бросился в кипучую издательскую деятельность, сперва как переводчик, а затем — как основатель и составитель известного "Сионского Вестника", оставившего столь яркий след в истории нашей умственной и духовной жизни первой четверти XIX века. Одно за другим Лабзин выпустил в свет множество изданий, которые покровительствовались и находили поддержку в нашем правительстве, видевшем в них одно из средств борьбы с "буйством разума" и разрушительными последствиями освободительной философии и энциклопедизма, порожденных отрицанием религии. Издания эти следующие: "Путешествие младого Костиса от Востока к Полудню", соч. Эккартсгаузена, перев. с нем. яз., СПб. 1801, изд. 2-е, СПб. 1803, изд. 3-е, М. 1816; "Важнейшие Иероглифы для человеческого сердца, творение Карла Эккартсгаузена", пер. с нем. У. М. [Ученика Мудрости], 2 ч., СПб. 1803, изд. 2-е, СПб. 1816; "Наставление мудрого испытанному другу", соч. Эккартсгаузена, пер. с нем., СПб. 1803, изд. 2-е, СПб. 1817 (было приложено также к книге "Важнейшие Иероглифы"); "Отрывки из сочинений Эккартсгаузена: 1) наставление жреца натуры Клоаса Софрониму, 2) о языке и письме, 3) приложение высшей математики к химии, 4) о способности рода человеческого к совершенству, 5) нечто из внутреннейшего", пер. с нем., СПб. 1803; "Облако над святилищем, или нечто такое, о чем гордая философия и грезить не смеет", соч. Эккартсгаузена, изданное в 1802 году, пер. с нем. У. М., СПб. 1804; "Ночи, или беседы мудрого с другом", из сочинений Эккартсгаузена, пер. с нем. У. М., М. 1804, изд. 2-е, СПб. 1816—1817; "Ключ к таинствам натуры", соч. Эккартсгаузена, пер. с нем. У. М., 4 ч., СПб. 1804, изд. 2-е, СПб. 1821; "Приключения по смерти", соч. Юнга-Штиллинга, пер. с нем., 3 ч., с картинками, СПб. 1805; "Просвещенный пастух, или духовный разговор одного благочестивого священника с пастухом, в котором открываются дивные тайны божественной и таинственной премудрости, являемой от Бога чистым и простым душам", соч. Пуарета, перевод, СПб. 1806 (принадлежит Лабзину по мнению А. Д. Галахова); "Мысли о самопознании на основании натуры", соч. Адама Сигизмунда Флейшера, СПб. 1806; "Пастырское послание к истинным и справедливым св. кк. (т. е. свободным каменщикам) древней системы" (СПб. 1806); "Угроз Световостоков", соч. Иог. Генр. Юнга, называющегося иначе Генрихом Штиллингом, пер. с нем. У. М., 30 книжек, или 8 частей, СПб. 1806—1815; первые три части изданы вторично в 1815 году; под этим заглавием Лабзин перевел выпущенные Штиллингом для народного наставления книжки под названием "Der graue Mann, Volksschrift", в которых, от имени этого мистического лица, велись беседы, наставления и поучения; они издавались Лабзиным по мере выхода их на немецком языке и имели большой успех среди наших мистиков. "Краткие нравоучительные правила на каждый день года для друзей христианства", пер. с нем., из сочинений Штиллинга, СПб. 1805; "Наставление ищущим премудрости, содержащее пастырское послание к истинным и справедливым философам древней системы", перев. с нем., СПб. 1806; кроме того, по словам П. А. Бессонова, Лабзин принимал главное и деятельнейшее участие в издании следующих книг: "Начальные основания деятельного христианства" (с надписью "Приношение друзьям моим на новый 1806 год"), СПб. 1805, изд. 3-е (1-е в 1783, 2-е — 1786); "Мысли, излиявшиеся при чтении молитвы Господней: "Отче наш", соч. Сен. З. К. (Зах. Як. Карнеева), издал А. Л., СПб. 1814; "Мои понятия о Символе Веры" (соч. З. Я. Карнеева), СПб. 1814; "О пользе чтения Священного Писания", кроме того — в некоторых сочинениях А. П. Хвостовой, наконец, в издании "Терпимость и человеколюбие, изображенные в трогательных повестях", соч. Эккартсгаузена, перев. с нем., 2 ч., М. 1805, изд. 2-е, 4 ч., М. 1817 и мн. др. Успех поименованных выше изданий среди любителей мистических сочинений с одной стороны, а с другой — сознание необходимости бороться с книгами "соблазнительными и развратными" побудили Лабзина предпринять издание "христианского журнала". При этом он заручился обещанием старшего цензора И. О. Тимковского содействовать его предприятию. Зная, как много хлопот может представиться им, они рассчитывали "на благость правительства и свободу, которую дарует оно умам и сердцам", и полагали, что "опасение, в другое время основательное, ныне будет уже излишнее; что всякому дозволено приносить пользу своим соотчичам, чем кто может; что в христианской нации христианину о христианстве рассуждать и говорить можно, и разве против оного, а не в пользу оного, писать возбранено быть может". Боясь встретить препятствия в издании журнала со стороны духовной власти и духовной цензуры, Лабзин добился того, что получил разрешение печатать его с разрешения цензуры гражданской, и того, что цензуровать это издание был назначен И. О. Тимковский. 1 января 1806 года вышел 1-й № "Сионского Вестника", сплошь составленный из статей самого издателя, который, несмотря на ограниченность своих средств и недосуг, посвящал ему все свое время и всю энергию и работал почти без помощников. Целью журнала было распространение в обществе истинных, с точки зрения издателя, понятий о религии, толкование и популяризация Св. Писания, рассуждения духовно-нравственные и религиозные, разработка вопросов веры и т. п. Имени издателя на журнале не значилось, а некоторые статьи свои он подписывал псевдонимом "Феопемпт Мисаилов". Первые же книжки журнала вызвали к нему большое сочувствие со стороны многих духовных и светских лиц: Феофилакт, епископ калужский, митрополиты — с.-петербургский Амвросий и московский Платон, Филарет (впоследствии митрополит московский), Даниил, архиеп. могилевский и витебский, ректоры академий, архимандриты монастырей, священники и монахи наперерыв выражали издателю свое сочувствие и благодарность за журнал. Но были, конечно, и враги издания, видевшие в нем отступления от учения православной церкви, проповедь индифферентизма, неправильные толкования и объяснения таинств, вообще много мест, противоречащих "истине", приводящих в недоумение, рождающих сомнение и даже неприличных; император Александр поручил, уже в середине 1806 г., графу П. В. Завадовскому (министру народного просвещения) и Н. Н. Новосильцеву рассмотреть журнал, — и он, по представлению обер-прокурора Св. Синода кн. А. Н. Голицына, был запрещен, прекратившись на сентябрьской книжке, "по обстоятельствам немаловажным и не от его воли зависящим", как объявил Лабзин подписчикам.

Потеряв возможность беседовать с читателями со страниц журнала и весьма удрученный его прекращением, Лабзин не переставал, однако, трудиться на издательском попроще; так, после прекращения "Сионского Вестника", он издал книги: "Мысли о небе", перев. с нем., СПб. 1810 (по указанию Бессонова); "О фосфорной кислоте, яко вернейшем средстве против гнилости", соч. Эккартсгаузена, пер. с нем., У. М., СПб. 1811 (по экземпляру Публ. Библиотеки видно, что переводчиком этой книги был Сем. Пошман; Лабзин же, вероятно, лишь редактировал перевод Пошмана); "Обстоятельное известие о чудесном спасении вдовы, генерал-майорши Н. М. [Надежды Федоровны Микулиной, сестры Лабзина] при нашествии на Москву французов, в 1812 году", СПб. 1812; "Таинство Креста Иисус-Христова с присовокуплением некоторых стихотворений на разные случаи, писанных также в крепости Зонненштейне", пер. с франц. У. М., СПб. 1814; "Наука Чисел; сочинение, служащее продолжением Ключа к таинствам натуры", соч. Эккартсгаузена, пер. с нем. У. М., 2 ч., СПб. 1815; "Christosophia, или путь ко Христу, в девяти книгах, творение Якова Бема, прозванного Тевтопическим философом", пер. с нем. У. М., СПб. 1810; "Победная повесть или торжество веры христианской, творение И. Г. Юнга-Штиллинга", пер. с нем., СПб. 1815; "Мысли на досуге поучающегося истинам веры" СПб. 1815, изд. 2-е, и 1818; "О внутреннем мире, в четырех книгах, содержащих: 1) О превосходстве сего мира, 2) О препятствиях оному, 3) О средствах к приобретению оного, 4) Практику пути сего", соч. о. Амвросия Ломбеза, пер. с франц. У. М., СПб. 1816; "Брань духовная, или наука побеждать свои страсти и торжествовать над пороками" (соч. Франциска Салийского), пер. с франц. (с перевода Бриньона) У. М., СПб. 1816; два последних сочинения (Ломбеза и Фр. Салийского) были изданы в том же году в 2 ч. под заглавием "Путеводитель к совершенству жизни христианской: ч. I. Брань духовная, ч. II. О внутреннем мире"; "Жизнь Генриха Штиллинга, истинная повесть", пер. с нем., 2 ч., СПб. 1816; "Письма к другу и завещание сыну об ордене св. к." [т. е. свободных каменщиков], перев. с нем. (оригинал на франц. яз., соч. J. B. Lеuillard), СПб. 1816. — Кроме того, Лабзин примкнул к Библейскому Обществу, образованному в 1812 году, по мысли кн. А. Н. Голицына, в убеждениях коего к этому времени уже произошла большая перемена; Лабзин сделался одним из секретарей, а потом директором и членом комитета Общества, которому покровительствовал сам император Александр І, начавший к этому времени оказывать большое расположение к мистицизму. Деятельность Лабзина в Библейском Обществе, а наряду с этим его неутомимая издательская работа обратили и на него особенное внимание Александра І и кн. Голицына, которые не могли не видеть, с каким интересом относились читатели к трудам Лабзина и какой успех имели издававшиеся им книги мистического содержания. Таким образом постепенно у Лабзина возобновилась надежда на возможность продолжить издание "Сионского Вестника"; кн. Голицын сочувственно отнесся теперь к желанию Лабзина и не только убедил императора Александра I разрешить издание журнала, но исходатайствовал Лабзину награждение орденом св. Владимира 2-й степени. Награждение это сопровождалось замечательным рескриптом (от 12-го декабря 1816 года), в котором были засвидетельствованы "добровольная ревность и неусыпные труды" Лабзина, употребляемые им "для издания на отечественном языке многих книг, руководствующих к образованию духа и жизни по началам религии, единым твердым и истинным", и выражалась надежда, что Лабзин продолжит "способствовать соотечественникам различными стезями познания умудряться во всеобъемлющую простоту христианства". Воспрянув духом, Лабзин проектировал теперь издание "Сионского Вестника" на более широких началах и, основываясь на сочувствии и благоволении Государя, просил освободить журнал от предварительной цензуры и прикомандировать к нему, в качестве постоянных, с жалованьем, помощников, нескольких лиц, известных ему своею ревностью к делу распространения мистических сочинений (Е. Г. Чиляева, А. Иконникова — бывшего воспитателя в Царскосельском Лицее, — Ю. Н. Бартенева, В. Спичакова и В. Кожина)... Между тем, не дожидаясь осуществления своих широких планов, Лабзин приступил к изданию журнала (1-я книжка которого вышла в апреле 1817 г.), получив из Кабинета, через посредство кн. Голицына, 15000 руб., выданных Государем как вспомоществование "Сионскому Вестнику"; во главе подписавшихся на журнал (он был посвящен "Господу Иисусу Христу"...) стоял сам Император, за которым последовали великие князья, высшие сановники, духовные особы, учреждения, общества и частные лица. Слыша со всех сторон похвалы журналу и вообще своей издательской деятельности, Лабзин, человек большого самолюбия, считал, что его заслуги еще недостаточно оценены обществом, и, для еще большего поднятия себя во мнении своих поклонников, а особенно для придания себе силы в глазах своих противников, стал ходатайствовать о производстве своем в тайные советники и о назначении сенатором. Ходатайство это осталось безуспешным, но 12 января 1818 г. Лабзин был назначен вице-президентом Академии художеств. Недолго, однако, Лабзин пользовался плодами своих успехов и расположением правительства. Враги его деятельности, как и прежде, не дремали; митрополит Филарет, Иннокетий (Смирнов), кн. С. А. Ширинский-Шихматов, А. С. Стурдза, архим. Фотий и многие другие, следя за статьями "Сионского Вестника", старались вооружить против Лабзина благоволивших к нему кн. Голицына и самого Императора; они обвиняли Лабзина в том, что статьями своего журнала, отрицая необходимость церковной обрядности и форм, он подрывает уважение к церкви, стремится к уничтожению святости преданий православной церкви, отрицает необходимость принадлежности к ней для достижения вечного спасения, неправильно толкует и даже отрицает некоторые таинства и вообще вводит учение, противное обрядам и установлениям Вселенских Соборов, не соглашается с истинами Символа Веры и заявляет себя противником внешней церкви. Как и в 1806 году враги Лабзина восторжествовали: князь Голицын согласился, наконец, с А. С. Стурдзой о необходимости подчинить "Сионский Вестник" духовной цензуре, и решение это, с согласия Императора Александра, в июне 1818 года было объявлено Лабзину. Последний, видя в таком распоряжении желание прекратить существование его журнала, объявил в газетах о том, что он не может более продолжать издание "Сионского Вестника", который и остановился на июльской книжке (всего вышло, с 1806 г., IX частей или 25 книжек). Эта новая неудача так повлияла на Лабзина, что он стал страдать сильными припадками падучей болезни, а в марте 1819 г. вынужден был взять полугодовой отпуск и уехать для лечения в село Рай-Семеновское (серпуховского уезда, московской губ.), славившееся своими целебными минеральными источниками и курортом, устроенным владельцем села А. П. Нащокиным. Перед отъездом своим Лабзин получил от Государя 3000 pуб. на путевые издержки. Хотя здоровье Лабзина не поправилось и припадки падучей болезни продолжались, однако он, вернувшись в Петербург в сентябре 1819 г., продолжал с неослабною энергиею работу в своей ложе "Умирающего Сфинкса" и трудился над изданием книг в излюбленном им направлении. Со времени возобновления "Сионского Вестника" он издал следующие сочинения: "Молитвы, почерпнутые из псалмов Давидовых для христианской души, изданные Карлом Эккартсгаузеном", перев. с нем., СПб. 1817 г., изд. 2-е, 1821 г.; "О присутствии Божием", соч. де Туа, перев. с франц. яз., СПб. 1817 г. (изд. 1798 и 1810 гг., — в переводе Д. И. Дмитревского); "Последние дни Юнга-Штиллинга, или шестая книжка его жизни, начатая им самим, а оконченная внуком и зятем его", перев. с нем. У. М. СПб. 1818 г.; "Слова воспоминания о усопшем незабвенном друге Иоганне Генрихе Юнге, прозванном Штиллингом, от некоторых друзей его", перев. с нем. У. М., СПб. 1818 г.; "Зеркало внутреннего человека, в котором каждый себя видет, состояние души своей познавать и исправление свое по тому располагать может, в десяти картинах представленное, с объяснением оных", перев. с нем., СПб. 1819 и 1821 г.; издал перевод Е. Г. Чиляева: "Предварительное понятие к познанию натуры", СПб. 1819 г.; "Торжество евангелия, или записки светского человека, обратившегося от заблуждений новой философии, сочинение, в котором победоносным образом поражаются лжемудрствования неверия и в коем доказывается истина христианской веры; переведено с испанского на французский с седьмого издания, а с французского на российский", 4 части, СПб. 1821—1822 г. (автором этой книги был испанский государственный деятель П. А И. Олавидес, написавший ее во время французской революции; в 1805 г. она вышла в Лионе, в переводе на франц. язык J. F. Buynand des Echelles, под заглавием "Triomphe de l'Evangile...").

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Лабзин, Александр Федорович известный мистик. Родился в 1766 г. в дворянской семье. Учился в Московском университете. 14 лет уже участвовал в студенческом издании "Вечерняя Заря", а на шестнадцатом году подпал влиянию известного масона И.Г. Шварца , вместе с которым читал энциклопедистов, проверяя их взгляды сличением со Св. Писанием. В 1787 г. Лабзин поднес Екатерине II "Торжественную песнь на прибытие в Москву из путешествия в Тавриду" (М., 1787). Тогда же появились его переводы комедий Бомарше "Женитьба Фигаро" и Мерсье "Судья". В 1799 г. был назначен конференц-секретарем Академии Художеств, в 1805 г. членом адмиралтейского департамента. Перевод "Истории ордена святого Иоанна Иерусалимского" Верто (СПб., 1799 1801), сделанный Лабзиным вместе с Вахрушевым, обратил на себя внимание императора Павла , назначившего Лабзина историографом ордена. Мистические книги издавались Лабзиным большей частью под буквами У. М., то есть "ученик мудрости". Из Эккарстгаузена Лабзин перевел: "Путешествие младого Костиса от Востока к Полудню" (СПб., 1801; 3-е издание, М., 1816); "Важнейшие иероглифы для человеческого сердца" (СПб., 1803; 2-е издание 1816); "Облако над святилищем,...
Биографический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):