Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - павел пономарев

Павел пономарев

павел пономарев

(в миру Петр) — архиепископ ярославский. Род. 1745 г., в селе Александровой слободе (Дмитровского уезда Московской губ.); сконч. 19 марта 1806. Сын диакона, он воспитывался с 10 января 1760 г. в Троицкой Лаврской семинарии, из философского класса которой был отправлен для изучения французского и немецкого языков в Московский университет (1768), а для слушания богословских лекций — в Славяно-греко-латинскую Академию. По окончании университетского и академического курсов (1772) он состоял в Троицкой Лаврской семинарии учителем французского и немецкого языков (1772—1779) и преподавателем истории (1779—1782), соединяя, вместе с тем, после пострижения в монашество (в июне 1775), должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры (с 28 августа 1775 до августа 1782). Возведенный в сан архимандрита, П. недолго занимал место ректора и учителя богословия в Славяно-греко-латинской Академии и управлял Заиконоспасским монастырем (с августа 1782), после чего был настоятелем монастырей Московской епархии: Симонова (с 27 ноября 1783), Воскресенского (с 13 октября 1785) и Новоспасского (с 14 января 1786), а также членом Св. Синода (с 9 ноября 1792). Наконец, рукоположенный в архиерейский сан, он состоял епископом Нижегородским и Алатырским (с 12 февраля 1794), архиепископом Тверским и Кашинским (с 26 октября 1798), Ярославским и Ростовским (с 26 декабря 1799). Он погребен в Успенском соборе в Ярославле. Его литературные труды: "История о Епаминонде, Фивском полководце, с примечаниями историческими и критическими, сочинение Серана де ла Тура", перев. с франц. (М., 1774); "Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной" (СПб., 1782; М., 1790, 1794, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1825), и "Слово, говоренное 24 ноября 1793 г. в Большой Придворной Церкви, в день Тезоименитства Имп. Екатерины Алексеевны" (СПб., 1793); другие же проповеди и перевод с франц.: "Церковная история" Тильемона — остались в рукописях. Мнение его о невозможности восстановления Клинцовской раскольнической типографии удостоилось Высочайшего одобрения. Кроме того, как член Российской Академии, избранный в феврале 1784 г., он принимал участие в составлении V и VI частей "Словопроизводного Словаря", особенно занимаясь определением правил ударения в русском языке.

Митр. Евгений, "Словарь о писателях духовного чина", СПб., 1827, т. II, стр. 144—145; "Нижегородские губ. Ведом.", 1849, № 10, стр. 37—39: Н. Чередеев "Биографии Тверских иерархов", Тв., 1859, стр. 147—149; В. Пассек, "Историческое описание Моск. Симонова мон.", M., 1843, стр. 222; архим. Макарий, "История Нижегородской иерархии", СПб., 1857, стр. 180—187; Смирнов, "История Моск. Славяно-греко-латинской Академии", М., 1855, стр. 323—324 и 354—355; его же, "История Троицкой Лаврской семинарии", М., 1867, стр. 350—352, 372, 374, 505—506; Снегирев, "Описание Моск. Новоспасского мон.", М., 1863, стр. 58; арх. Филарет, "Обзор русс. духовной литературы", Чернигов, 1863, стр. 154—155; "Летопись занятий Археографической Комиссии", СПб., 1868, вып. IV, отд. II, стр. 68—69; "Православное Обозрение" 1868, кн. 9, стр. 10—13; "Русс. Вестник" 1868, № 4, стр. 462 и след.; "Русс. Архив" 1869, № 7—8, стр. 1109; Сухомлинов, "История Российской Академии", СПб., 1874, вып. I, стр. 10, 18, 230—232, 415, 420; Строев, "Списки иерархов", СПб., 1877, стр. 145, 147, 152, 160, 334, 445, 607; "Собр. мнен. и отзыв. митр. Моск. Филарета", т. дополн., с. 17—19.

Д. Я.

{Половцов}



Павел Пономарев

— духовный писатель († в 1805 г.), воспитанник Московской семинарии, префект Славяно-греко-латинской академии, епископ нижегородский, потом тверской и ярославский, член Академии наук. Славился как проповедник, но напечатаны из его проповедей лишь отрывки (в "Истории нижегородской иерархии" Макария) и речь Екатерине II (в хрестоматии Пенинского). Составил "Описание Троице-Сергиевой лавры" (СПб., 1782; еще несколько изданий до 1837 г.). В Акд. наук им представлены примечания на 5-ю и 6-ю часть ее "Словаря".

{Брокгауз}



Павел Пономарев

(Петр) — архиепископ Ярославский и Ростовский.

Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона.

10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию.

В1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии.

В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии.

В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина, † 1812), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры.

С1779 года — преподаватель истории.

С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря.

С 27 ноября 1783 года — архимандрит Московского Симонова монастыря.

С 13 октября 1785 года — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

С 14 января 1786 года — настоятель Московского Новоспасского монастыря.

С 1792 года — член Святейшего Синода.

12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

С 26 октября 1798 года — епископ Тверской и Кашинский.

15 мая 1799 года возведен в сан архиепископа.

С 26 декабря 1799 года — архиепископ Ярославский и Ростовский.

Скончался 19 марта 1806 года. Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле.

Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и с разрешения митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: "Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались".

Приняв монашество по настоянию митрополита Платона и сделавшись наместником лавры, архимандрит Павел стал заниматься преимущественно переводами с французского языка. Его перевод истории о Фивском полководце Эпаминонде пользовался большой известностью в конце XVIII века.

Пылкий и непреклонный его характер был причиной частых переводов его из монастыря в монастырь. Он управлял всеми ставропигиальными монастырями.

Будучи епископом Нижегородским, по рассказам современников, оставил среди подвластного ему духовенства далеко не добрую память, как епископ злой и немилостивый.

Преосвященный Макарий (Миролюбов, † 1894) говорил: "Усматривая беспорядки, Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их".

При нем невежество и пороки не оставались без должного наказания. По различию преступлений одни посылались под надзор и в работу в монастыри, другие долгое время находились под запрещением, а некоторые лишались и совсем священства и по приказу преосвященного отдавались в солдаты.

Такой строгий надзор епископ не ограничивал одними священноцерковнослужителями, но простирал его и на детей духовного звания, требуя, чтобы с 10 лет они поступали в духовную семинарию.

Особенно жесток он бывал при частых своих объездах епархии. Епископ Павел с первых же дней своего приезда обратил особое внимание на Нижегородскую духовную семинарию, и хотя строго взыскивал с начальства и учеников, но зато улучшил положение последних. Конечно, преосвященный Павел в своих решениях был отчасти прав. При пылком своем характере, знакомый с иностранной литературой, находившийся в частом общении с французскими эмигрантами, он не мог относиться равнодушно к невежеству и грубым поступкам своих подчиненных.

Решительно выступал преосвященный Павел против раскольников. Он воскрешал, по возможности, "питиримовские времена" (имеется в виду архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим; † 1738), тем более что светские власти, ввиду выгоды преследования раскольников, всегда были к услугам Нижегородского преосвященного.

В бытность свою на Нижегородской кафедре преосвященный Павел сделался известен императору Павлу, который во время поездки в Казань дважды был в Нижнем. Для встречи императора преосвященный приказал с необыкновенной быстротой если не исправить, то хотя бы замазать ветхости в кафедральном соборе, построенном в 1632 году и угрожавшем падением. Всем священникам были сшиты новые ризы, а певчим форменные платья.

Как член Святейшего Синода, преосвященный Павел долго жил в Санкт-Петербурге. Первоприсутствующим тогда в Синоде был митрополит Амвросий (Подобедов, † 1818). Сравнивая двух владык, Амвросия и Павла, обер-прокурор Святейшего Синода А. А. Яковлев в своих записках замечает, что митрополит Амвросий отличался мягкосердечием и откровенностью до болтливости, тогда как епископ Павел — мстителен, корыстолюбив, зол, скрытен, упрям, многосведущ. И в Нижнем, и в Ярославле о нем сохранились предания как о человеке суровом.

Он был очень дружен с первоприсутствующим в Синоде митрополитом Амвросием. Но по своей натуре преосвященный Павел был плохой товарищ. В своих записках обер-прокурор А. А. Яковлев описывал следующий случай. Владыка Павел, будучи как-то в размолвке с митрополитом Амвросием, предложил Яковлеву действовать заодно против Амвросия, высказав при этом и программу действий, и главную цель: Амвросия отправить в Новгород, а ему (Павлу) надеть белый клобук и занять место первоприсутствующего. Яковлев решительно отказался от союза с ним. Увидев себя в крайне неловком положении и опасаясь, что обер-прокурор передаст Амвросию их разговор, Павел поспешил к митрополиту и прямо от прокурора поехал в Александро-Невскую лавру. Притворяясь оскорбленным и вместе с тем вполне преданным митрополиту, сказал ему, что обер-прокурор сейчас предлагал ему действовать с ним заодно в деле удаления его (Амвросия), за что обещал выхлопотать ему белый клобук. Амвросий поверил, помирился с Павлом, и с того времени между ними был заключен самый тесный союз.

7 октября 1803 года архиепископ Павел уволен из Святейшего Синода и отправлен на свою епархию. Удаление из Синода и неблаговоление государя так подействовали на самолюбивого архипастыря, что он, обладавший до этого цветущим здоровьем, заболел, и развившаяся в нем после удара болезнь истощила его силы и свела в могилу.

Почил он на 57-м году от рождения.

Труды:

Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. Сочиненное оныя Лавры наместником иеромонахом Павлом. — СПб., 1782; М., 1790, 1796, 1801, 1809,1815,1818,1824,1829. Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой Придворной Церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны. — СПб., 1793.

Отрывки из проповедей // Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857. Примечания на 5-ю и 6-ю части Словаря Академии Наук.

Серан де ла Тур. История о Епаминонде, Фивском полководце (перевод с французского). — М., 1774.

Литература:

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Павел (Пономарев) духовный писатель (умер в 1805 г.), воспитанник московской семинарии, префект славяно-греко-латинской академии, епископ нижегородский, потом тверской и ярославский, член Академии Наук. Славился как проповедник, но напечатаны из его проповедей лишь отрывки (в "Истории нижегородской иерархии" Макария ) и речь Екатерине II (в хрестоматии Пенинского). Составил "Описание Троице-Сергиевой лавры" (Санкт-Петербург, 1782; еще несколько изданий до 1837 года). В Академию Наук им представлены примечания на 5-ю и 6-ю часть его "Словаря". ...
Биографический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):