Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - платонова юлия федоровна

Платонова юлия федоровна

платонова юлия федоровна

(настоящая фамилия Тванева; урожденная Гардер) — артистка Императорской С.-Петербургской оперной труппы, родилась в 1841 г. в Риге. С самого раннего возраста она отличалась особенной любовью и способностями к музыке. Воспитание получила в Митавской гимназии, где обращала на себя всеобщее внимание главным образом, как прекрасная пианистка. Отдавая все свое свободное время на изучение музыки, она в гимназии занималась по преимуществу игрой на фортепиано; однако, по окончании курса гимназии, продолжая еще усерднее работать над своим музыкальным образованием, большую часть времени и трудов стала посвящать развитию своего голоса. В этом ей много помог тогдашний директор Митавского Музыкального Общества г. Постель, который в течение двух лет руководил ее занятиями. Задумав избрать артистическую карьеру, П. оставила Митаву и переехала в Петербург. Здесь она начала брать уроки пения у Вителяро, с целью приготовлений себя в оперные артистки, что удалось ей вполне, и 26-го августа 1863 года она дебютировала на императорской сцене в партии Антониды в "Жизни за Царя". Дебютантка имела большой успех и была принята на службу Дирекции. Происходя из немецкой фамилии и прожив более двадцати лет в немецких городах, Платонова в начале очень затруднялась партиями чисто русского характера, так как выговор выдавал ее происхождение, но с этим, при помощи А. С. Даргомыжского, она скоро справилась, и репертуар ее почти сплошь наполнился русскими операми. Голос П. был очень обширный, хотя и не особенно звучный в верхнем регистре; зато она обладала редкой музыкальностью, замечательной фразировкой и всегда самой тщательной отделкой своих ролей. Особенно удавались ей партии сильно драматического характера — здесь у нее не было соперниц, и это доставило ей выдающееся место в труппе. Почти ни одна опера не проходила без ее участия. Хотя П. сравнительно недолго пробыла на сцене, но имя ее должно занять очень видное место в истории русской оперы. Платоновой приходилось выступать (как, например, в ноябре 1873 года) по три раза в неделю, да еще в таких партиях, как: Антониды ("Жизнь за Царя"), Валентины ("Гугеноты"), Ольги ("Псковитянка") и многих других. Как человек, П. отличалась необыкновенно энергичным и настойчивым характером. С этой стороны ее прекрасно характеризует следующий случай. Будучи горячей поклонницей таланта Мусоргского, Платонова, вместе с другими его почитателями-друзьями, всячески старалась о постановке на сцене его оперы "Борис Годунов", против чего сильно восставали многочисленные враги композитора. Однако Платоновой все-таки удалось настоять на своем, хотя при этом она рисковала своей службой в Дирекции: "Борис Годунов" был дан в бенефис П. 24-го января 1874 года, Платонова в роли Марины Мнишек была неподражаема, и благодаря ей эта опера некоторое время продержалась на сцене, несмотря на все нападки противного лагеря. П. была замужем за капитаном Тваневым. Муж ее умер в 1876 году; она решила оставить сцену и 26-го августа 1876 г. вышла в отставку.

За время своей сценической деятельности она участвовала более нежели в 50-ти операх. Наибольший успех она имела обыкновенно в партиях: Антониды ("Жизнь за Царя"), Эльвиры ("Страделла"), Марты ("Mapта"), Матильды ("Карл Смелый"), Эльвиры ("Пуритане"), Наиды ("Наида"), Наташи ("Русалка"), Людмилы ("Руслан и Людмила"), Алисы ("Роберт"), Катерины ("Гроза"), Адальгизы ("Норма"), Амура ("Орфей"), Эльзы ("Лоэнгрин"), Марии ("Вильям Ратклиф"), Ольги ("Нижегородцы ), Берты ("Иоанн Лейденский"), Гальки ("Галька"), Салтанеты ("Аммалат-Бек"), Маши ("Проданная Невеста"), Даши ("Вражья Сила" ), Валентины ("Гугеноты"), донны Анны ("Каменный Гость"), донны Анны ("Дон-Жуан"), Ольги ("Псковитянка"), Марины Мнишек ("Борис Годунов"), Елизаветы ("Тангейзер") и во многих Оставив сцену, П., однако, еще долго трудилась на музыкально-педагогическом поприще. Неутомимая и энергичная, она устроила частную школу пения у себя на дому, а также и при Педагогическом музее в Соляном Городке. Здесь, как прекрасная музыкантша и артистка, Платонова принесла огромную пользу родному искусству. Под ее прекрасным руководством получило свое музыкальное и сценическое образование и развило свои способности немало современных артистов. Жизнь свою Ю. Ф. Платонова окончила в Петербурге, на 52 году от рождения, 4-го ноября 1892 года; она скончалась от апоплексии и похоронена на Смоленском кладбище.

"Ежегодник Императорских театров" 1892—1893 гг., стр. 514 и 515 — некролог; "Нива" 1892 г., № 47, стр. 1042, 1044, ст. В. Баскина; "Исторический Вестник" за 1886 год, март, стр. 645—647, ст. В. Стасова: "Памяти М. П. Мусоргского"; "С.-Петербургские Ведомости" 1873 г., № 307, ст. Ц. Кюи — "Музыкальные Заметки"; "Музыкальное Обозрение" 1887 г., № 23; "Новое Время" 1892 г., 5-го ноября — некролог; "Русская Старина" 1891 г., т. 70, стр. 627; "День" 1892 г., 7-го ноября, № 1586, некролог; Всеобщий календарь на 1894 г., некролог, стр. 505. "Русская Старина" 1885 г., т. 46, стр. 348—360; 1893 г., т. 78, стр. 83; "Исторический Вестник" 1886 г., т. XXIII, стр. 645—647; 1898 г., т. LII, стр. 112; "Петербургская Газета" 1871 г., № 14; "Петербургский Листок" 1892 г., №№ 305 и 306, некролог.

Е. Ястребцев.

{Половцов}



Платонова, Юлия Федоровна

— известная русская оперная певица (1841—1892), дебютировала с успехом в опере "Жизнь за царя" в роли Антониды, в 1863 г. С деятельностью П. связано возрождение русской оперы; она много способствовала небывалому до того времени успеху "Русалки" Даргомыжского, в которой благодаря своему драматическому таланту была очень хороша. Пела все видные сопрановые партии. Покинув сцену в 1887 г., занималась педагогической деятельностью.

Н. С.

{Брокгауз}



Платонова, Юлия Федоровна

— хорошая оперная певица (драматическое сопрано), род. 1841 в Риге, ум. 4 ноября 1892 в СПб. Урожденная Гардер; училась игре на фп. и пению у Постеля в Риге и затем пению у Вителяро в СПб. В 1863 дебютировала в партии Антониды на СПб. Мариинской сцене, где и пела затем до 1876. Исполнение П. отличалось сильным темпераментом и музыкальностью. Лучшие ее партии — Наташа и донна Анна в "Русалке" и "Каменном госте" Даргомыжского (советами которого П. пользовалась) и Марина в "Борисе Годунове" Мусоргского (последняя опера поставлена была в первый раз П. в ее бенефис). Оставив после смерти мужа сцену, П. некоторое время занималась преподаванием пения.

(В.).

{Риман}



Платонова, Юлия Федоровна

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Платонова (Юлия Федоровна) известная русская оперная певица (1841 1892), дебютировала с успехом в опере "Жизнь за Царя", в роли Антониды, в 1863 г. С деятельностью Платоновой связано возрождение русской оперы; она много способствовала небывалому до того времени успеху "Русалки" Даргомыжского , в которой, благодаря своему драматическому таланту, была очень хороша. Пела все видные сопрановые партии. Покинув сцену в 1887 г., занималась педагогической деятельностью. Н. С. ...
Биографический словарь
2.
  (наст. фам. Гардер; 1841–1892) – рус. певица. Пела в Мариинском т-ре (1863—75). Пропагандист рус. оперы, по ее инициативе поставлен «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1874).Энциклопедический словарь псевдонимов С. Колосова 2009 ...
Энциклопедический словарь псевдонимов

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):