Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - забела-врубель надежда ивановна

Забела-врубель надежда ивановна

забела-врубель надежда ивановна

[20.3(1.4).1868, Ковно, ныне Каунас — 21.6(4.7).1913, Петербург] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог. Жена худож. M. Врубеля. Образование получила в Киев. ин-те благородных девиц (1878—83). Пению обучалась в 1885— 91 в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой; сцен. мастерство проходила у О. Палечека). С большим успехом дебютировала на оперной сцене 18 дек. 1888 в партии Натальи в консерваторском спектакле (П. Чайковский отметил ее дарование). Окончив конс., уехала за границу, где в течение года вместе с аккомпанировавшим ей А. Рубинштейном выступала в Дрездене и др. городах Германии, а также в Париже, где в 1892 совершенствовалась в вокальном искусстве у М. Маркези. Вернувшись в 1893 в Россию, выступала в Киеве (антр. И. Сетова; дебютировала в партии Маргариты — "Фауст"), Екатеринбурге (гастроли в окт. 1893), Тифлисе (антр. В. Форкатти, сезон 1894/95), Петербурге (Панаевский т-р, 1895—96, в составе Моск. частной рус. оперы), Харькове (осень 1896), Москве (Частная рус. опера С. Мамонтова, 1897—1904). В 1904—11 солистка петерб. Мариинского т-ра (в основном пела три первых сезона). Обладала мягким, легким голосом "серебристого" тембра, умением петь mezzo-voce в верхнем регистре, искусством филировки. Исп. была свойственна эмоциональная насыщенность, поэтичность, оно покоряло слушателей богатством тембровых красок и артистизмом. В последний период творчества голос певицы, как отмечали критики, значительно потускнел. В обширном репертуаре З.-В. особенным мастерством исп. отличались партии из опер Н. Римского-Корсакова.

1-я исп. партий: Марфы ("Царская невеста"), Царевны Лебеди ("Сказка о царе Салтане"), Царевны ("Кащей бессмертный"), Иантэ ("Ожерелье"), Сирины ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"); в Москве — Агнессы ("Сарацин"), Марии ("Вильям Ратклиф"); в Петербурге — Волховы ("Садко"), Леоноры ("Фиделио"), Мими ("Богема"); на рус. сцене — Гретель ("Гензель и Гретель"). Лучшие партии: Волхова (исп. во втором премьерном спектакле), Панночка-Русалка, Ольга Токмакова (по мнению В. Стасова, одна из лучших ее партий), Снегурочка (подготовлена под рук. Н. Римского-Корсакова в 1898), Марфа ("Царская невеста"), Татьяна (любимая партия певицы), Иоланта, Маша ("Дубровский"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Маргарита ("Фауст"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Инесса ("Африканка"), Миньон, Микаэла, Маргарита Валуа. "Самой поэтичной, незабываемой Снегурочкой была Н. И. Забела со своим мягким, воздушным, лирическим голосом. Она создала... наилучший из всех, самый совершенный образ" (П. Мамонтов). Н. Римский-Корсаков писал певице об исп. ею партии Марфы: "Когда я вспоминаю представление "Царской невесты", то на первом месте представляетесь мне Вы, Ваш голос и удивительное пение, которого я впредь ни от кого не дождусь" (Из письма 3 ноября 1899). Партии Марфы ("Царская невеста"), Царевны Лебеди и Царевны были написаны Н. Римским-Корсаковым специально для З.-В. (Композитор познакомился с певицей в 1898 в Петербурге и был восхищен ее голосом.).

Др. партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Горислава, Ксения ("Борис Годунов"), Даша ("Вражья сила"), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Оксана ("Черевички"), Катарина, Феврония (исп. только на конц. эстраде); Эвридика, Недда, Джильда, Виолетта, Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"), Фрейя. Партнеры: И. Алчевский, М. Бочаров, А. М. Давыдов, В. Касторский, П. Оленин, А. Секар-Рожанский, Ф. Шаляпин, Н. Шевелю. Пела п/у Л. Ауэра, В. Зеленого, М. Ипполитова-Иванова, Э. Направника, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, А. Хессина, Э. Эспозито.

Выступала в оперных и симф. концертах. 22 апр. 1890 в концерте п/у А. Рубинштейна исп. фрагмент из неоконч. оперы "Лорелея" Ф. Мендельсона (1-е исп. в России), 9 февр. 1891 в симф. концерте п/у Л. Ауэра — конц. арию Л. Бетховена "Ah, perfido".

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Забела-Врубель Надежда Ивановна выдающаяся певица (1867 1913). Окончила Петербургскую консерваторию. В 1896 г. вышла замуж за знаменитого художника Врубеля , увековечившего ее в некоторых своих картинах. Пела на Мариинской сцене. Ее лучшие создания изящные образы в операх Римского-Корсакова : царевны в "Садко", Марфы в "Царской невесте", Царевны-Лебеди в "Сказке о царе Салтане", Февронии в "Сказании о Китеже", "Снегурочки". Безупречно точная, законченная ее передача была всегда одухотворена личным творчеством, изящным и увлекательным. ...
Биографический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):