Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - фиркович авраам самуилович

Фиркович авраам самуилович

фиркович авраам самуилович

Фиркович (Авраам Самуилович) караимский писатель и археолог (1786 1874). Первый печатный труд его "Massa w-Meriba" (на древнееврейском языке "Испытания и споры") посвящен защите караимского вероучения и полемике с евреями-раввинистами. В 1830 1831 гг., посетив Палестину и Константинополь, он собрал коллекцию старинных рукописей, относящихся к еврейской и караимской литературе.

Когда в 1839 г. в Одессе было основано общество истории и древностей, Ф. получил командировку для собирания караимских древностей. После двухгодичного странствования по Крыму, Кавказу, Палестине и Египту, Ф. удалось составить богатую коллекцию старинных книг, рукописей и надгробных надписей, между которыми наиболее замечательны найденная в Чуфут-Кале рукопись Ветхого Завета (с особой пунктуацией еврейского текста), многие самаритянские рукописи и памятники еврейско-арабской и еврейско-персидской письменности.

Большая часть этих коллекций хранится в Императорской публичной библиотеке. Описание одной их части Ф. напечатал под заглавием "Adne-Sikkaron" (на древнееврейском языке, Вильна, 1872). Коллекции Ф. обратили на себя внимание ориенталистов; исследованием и описанием их занимались Хвольсон , Гаркави , Штрак , Куник и другие. В коллекциях Ф.

оказалось много ценного материала для истории и литературы евреев Передней Азии и Египта, но очень мало памятников, относящихся к крымским караимам, причем последние сравнительно позднейшего происхождения. Научная ценность караимских памятников ослабляется утилитарной целью, которую преследовал Ф.: задавшись мыслью доказать, что караимы поселились в Крыму до Рождества Христова и, как не участвовавшие в распятии Спасителя, не должны подвергаться одинаковым с евреями ограничениям, Ф.

сделал изменения в датах и именах в некоторых рукописях (см. Караимы, XIV, 431). Спор относительно подлинности этих памятников вызвал в 1870 80-х годах довольно обширную литературу, и в настоящее время подделка в некоторых памятниках коллекции Ф. не подлежит сомнению. Ср. Д. Хвольсон "Сборник еврейских надписей" (Санкт-Петербург, 1884); А.

Harkavy "Altjudische Denkmaler aus der Krim" (Санкт-Петербург, 1876); его же "Описание рукописей самаритянского Пятикнижья, хранящихся в Императорской публичной библиотеке" (Санкт-Петербург, 1874); его же "К вопросу о крымских древностях, найденных Ф." (1877); Штрак и Гаркави "О коллекции восточных рукописей А. С. Ф., находящихся в Чуфут-Кале" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875); А.

Harkavi und H. Strack "Catalog der hebraischen Bibelhandschriften der K. Oeffenti Bibliothek in S.-Petersburg" (Санкт-Петербург, 1875); H. Strack "A. Firkowitsch und seine Entdeckungen. Ein Grabstein der hebraischen Grabchriften der Krim" (Липецк, 1876); А. Куник "Тохтамыш и Ф. По поводу спора о двух искаженных еврейских надписях и двух вымышленных летосчислениях" (Санкт-Петербург, 1876); А. Geiger "A Firkowitsch" ("Judische Ztschr. fur Wissenscheft und Leben", 1875); А.

Jellinek "A. Firkowitsch" (Вена, 1875). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — род. в 1786 г. в одной из караимских семей, проживавших в г. Луцке, умер 27 мая 1874 г. в Евпатории. Воспитанный в строгом духе сектантской замкнутости он, сделавшись в 1818 г. хазаном (вероучителем) в родном городе, вступил в горячую полемику с евреями-раббанитами, главным образом по поводу разногласия обоих учений относительно календаря. В 1820 г. он побывал в Бердичеве и имел случай ближе познакомиться с умственными стремлениями раббанитов, но сильные нападки одного из них заставили Ф. написать первое свое сочинение для обличения этого учения. Оно было окончено в 1838 г. и озаглавлено "Маса у мериба", т. е. "Покушения и споры".Но еще до окончания печатанием этой книги Ф. принял участие в учреждении и занятиях общества, задачею которого было изучение караимской письменности и издание древних караимских сочинений. С целью отыскать древние памятники этой литературы он в 1830 г. посетил Палестину, где нашел важные рукописи; отправившись оттуда в Константинополь, Ф. остался там до мая 1831 г. Его учительские способности побудили тамошних караимов пригласить его к себе в качестве главы их общины. Ф. согласился и поселился на два года в...
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):