Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - гречанинов александр тихонович

Гречанинов александр тихонович

гречанинов александр тихонович

Гречанинов Александр Тихонович выдающийся композитор. Родился в 1864 г. в купеческой семье в Москве. Дойдя до 5-го класса, Гречанинов оставил гимназию и поступил в 1881 г. в московскую консерваторию. По фортепиано занимался у Н.Д. Кашкина и окончил педагогические курсы по классу В.И. Сафонова (1890); по контрапункту учился недолго у Г.

А. Лароша , затем у Н.А. Губерта . В 1890 г. Гречанинов перешел в петербургскую консерваторию, которую окончил по классу теории композиции Н.А. Римского-Корсакова , представив экзаменационную кантату "Самсон". Гречанинов занимался еще у С.И. Танеева в Москве. Гречанинов дебютировал (1894) тетрадкой из пяти романсов (изд. Беляева ), а его opus 2-ой, смычковый квартет (G-dur) был тогда же премирован на конкурсе петербургского общества камерной музыки.

По окончании консерватории Гречанинов остался в Петербурге и занялся педагогической музыкальной деятельностью. Сочинения Гречанинова отличаются технической и художественной законченностью. В сочинениях раннего периода чувствуется влияние Чайковского . Большое влияние оказал на Гречанинова и Римский-Корсаков, в фактуре и многих приемах.

То и другое влияние явственно выступает в опере-былине "Добрыня Никитич" (1895 1901). В начале 1900-х годов Гречанинов становится на более самостоятельный путь, но в конце этих годов выступает в его творчестве другое влияние модернистов французов (Дебюсси и др.). Сказанными влияниями не заслоняется, однако, собственная индивидуальность Гречанинова.

По своему характеру его сочинения находятся в тесной связи с русским народным песенным творчеством. Мысль его всегда определенна, ясна, изложение отличается простотой, отсутствием запутанности, вычурности, развитие логично, естественно, хотя особенной фантазии и изобретательности в развитии автор и не проявляет. Стиль его сочинений большей частью гомофонический.

К контрапунктическим сложностям автор почти не прибегает. Наиболее ярко его талант проявился в вокальной музыке и в ней в области камерной миниатюры, в которой он достигает часто тонкой красоты грации и изящества. Особенно выделяются серии его "детских песен", близких к народным: "Ай дуду" (6 песен, 1903), "Петушок" (сборник русских народных песен, 20 №, 1906), "Снежинки" (10 песен, 1907).

Новое слово сказал Гречанинов в области церковной музыки. Нередко он берет в песнопении прямо народные темы. Другой особенностью его песнопений является их изобразительность, программность в строгом соответствии с текстом. Некоторые его песнопения, как, например, "Волной морской" переложение (8-голосное) и оригинальное "Верую", где он применил древний прием исполнения символа веры в монастырях речитативное чтение одного канонарха, которому вторит хор получили широкую известность.

Ему принадлежат: 2 полных (13 №) литургии св. I. Златоуста (1897, 1902), "Всенощное бдение" (10 №), "Страстная Седмица" (13 №) и отдельные песнопения. Свои взгляды на церковную музыку Гречанинова высказал в статье: "О духе церковных песнопений" ("Московские Ведомости"). Его обеим симфониям (№ 1 h-moll, 1894, и № 2 Pastorale-a-moll, 1902 09) недостает оригинальности, глубины идей, широты размаха, органичности формы интереса в развитии, что не исключает общей красоты музыки и интереса отдельных подробностей.

Гречанинов написал 59 opus'ов, 8 сочинений без означения opus'ов и 6 сочинений неизданных. Среди этих сочинений находятся: "Элегия" (памяти Чайковского) для оркестра (рукопись, 1897), 2 смычковых квартета (№ 1 G-dur и № 2 B-dur в рукописи), трио для фортепиано, скрипки и виолончели (C-moll, 1903), "Сестра Беатриса" опера-легенда по Метерлинку, музыка к трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович" (напечатана только "Песнь гусляра") и к его же трагедии "Смерть Иоанна Грозного", музыка к "Снегурочке" Островского , "Елочкин Сон" рождественская пьеса для детей (1911), светские хоры, "Памяти павших за свободу", "Траурный гимн" для хора, "Матушка Русь" (Некрасов) для исполнения 19 февраля, кантата "Памяти 19 февраля 1861 г.

" для 4-х голосов, хора и оркестра на слова П. Зуева, вокальные квартеты-соло, вокальные пьесы с сопровождением оркестра, струнного квартета ("Мертвые Листья"), концерт для виолончели, пьесы для фортепиано, для скрипки и фортепиано. Гр. Тимофеев. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — композитор. Род. в 1864 г. Окончил курс в Московской и Петербургской консерваториях. Главные его сочинения: струнный квартет, музыка к "Снегурочке" Островского, "Царю Федору" и "Иоанну Грозному" А. Толстого (для Художественно-общедоступного театра в Москве), опера "Добрыня Никитич" (1903), симфонии, духовн. композиции, романсы и др.{Брокгауз} Гречанинов, Александр Тихонович— композитор, род. 13 октября 1864 в Москве; музыкальное образование получил в московской консерватории, где окончил педагогические курсы фп. по классу Сафонова (1890) и в СПб. консерватории, где окончил курс теории композиции по классу Римского-Корсакова (1893). Талант Г. до сих пор ярче всего сказался в вокальных произведениях. Из сочинений его изданы: 19 романсов с фп. (op. 1, 5, 7, 15, 20), "На распутье", op. 21 (музык. картина для баса с оркестром); 12 хоров (op. 4, 10, 11, 12, 16); пьесы для фп. и скрипки с фп.; духовные композиции (литургия, op. 13; хоры, op. 19 и 23) и 1-й струнный квартет (G-dur, op. 2, премированный на конкурсе СПб. камерного общ. в 1894). Не изданы, но исполнялись: Симфония op. 6, h-moll (СПб., 1895, русские симфонические концерты, Москва, 1900); 2-й квартет op. 14; элегия для оркестра, op. 18. Кроме того, Г....
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):