Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - хандошкин иван

Хандошкин иван

хандошкин иван

Хандошкин (Иван) первый в России замечательный виртуоз на скрипке и плодовитый композитор (1765 1804). Сын бедного портного, Х., благодаря содействию мецената Л.А. Нарышкина, ездил в Италию, где занимался у известного Тартини. Достиг в игре такого совершенства, что мог соперничать со знаменитыми в то время скрипачами Виотти, Местрино и Дицом.

Вернувшись в Россию, Х. был сделан придворным камерным музыкантом. Написал более 100 сочинений для скрипки преимущественно вариаций на русские песни, приводившие в восторг высшее общество времен Екатерины II . Кроме того, написал три сонаты. Сочинения его издавались в XVIII веке И.Д. Герстенбергом и даже позже Ф. Стелловским. Несколько лет состоял на службе в дирекции императорских театров, от которой, по ходатайству Г.

А. Потемкина , уволен в 1785 г. и назначен в Екатеринославскую музыкальную академию, которая должна была состоять при Екатеринославском университете, оставшемся, однако, только в проекте. Музыкальная же академия существовала независимо от университета в течение нескольких лет и содержалась на счет сумм, отпускавшихся на нее из кабинета Ее Величества, но после смерти князя Потемкина (1791) дела академии пошатнулись, самое существование ее сделалось сомнительным.

Х. был в этой академии преподавателем и некоторое время даже начальником, замещая профессора Сарти, который нередко отлучался, получая от Потемкина различные командировки по музыкальным делам. Ср. "Архив дирекции императорских театров" (выпуск I, Санкт-Петербург, 1892); М.М. Владимиров "Первое столетие города Екатеринославля" (Екатеринославль, 1887); А.

фон Доммер "Руководство к изучению истории музыки" (с приложением очерка истории музыки в России З. Дурова , Москва, 1884); Владимир Михневич "Очерк истории музыки в России" (Санкт-Петербург, 1879). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз и камер-музыкант, пользовавшийся огромным успехом при дворе императрицы Екатерины II, род. в 1765 г., умер в 1804 г. Сын бедного петербургского портного, он происходил из крепостного звания. Уже в раннем детстве Х. обнаружил большие музыкальные дарования, выучившись превосходно играть на балалайке, а затем пристрастившись к игре на скрипке. Первоначально он обучался в Петербурге у Тито Порто, камер-музыканта скрипача, состоявшего 40 лет на службе дирекции императорских театров; после этого, благодаря содействию известного мецената Л. А. Нарышкина, для усовершенствования ездил за границу, где так же брал уроки и достиг такого совершенства, что состязался с первыми европейскими скрипачами: Биотти, Местрино и др., и затмевал их своей игрой, вполне оправдывая данное ему современниками прозвание "русского Паганини". Игра его отличалась "сильной техникой и особенно гениальным порывом". Как композитор Х. был очень плодовит и написал много сонат, концертов и вариаций для скрипки с фортепиано; ему приписывают до 100 сочинений для скрипки, но о них не имеется почти никаких сведений, за...
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):