Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - карпов василий николаевич

Карпов василий николаевич

карпов василий николаевич

Карпов, Василий Николаевич философ (1798 1867). Окончил курс в Киевской духовной академии; преподавал философию в духовных академиях Киевской и Петербургской. Посвятив значительную часть жизни переводу сочинений Платона (Санкт-Петербург, 1841 и 1863 79), Карпов выступал и с самостоятельными трудами по философии, держась в стороне от господствовавших в его время течений.

Основание для философии, по мнению Карпова, дает сознание. Положение: я сознаю, как истина первая, непосредственно известная, сама по себе ясная и всеобщая, должно быть субъективным началом философии. Философия рассматривает все бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, насколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе.

Все входящее в область сознания имеет форму и содержание, которые, сводясь к единству, охватывают в человеке два мира духовный и чувствующий. Дух бесконечен; органическая природа, развитая в человеке до высочайшей степени, конечна. Духу свойственно бесконечное ведение, природе безотчетная, инстинктивная жизнь. Дух чистая свобода, природа слепая необходимость.

Дух есть Бог, природа Его творение. Посредствующими звеньями является ряд существ разумно-свободных, которые, по существу своих элементов, не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределенными, ни ведущими, ни неведущими, но познающими, ни чисто свободными, ни необходимыми, но имеющими волю поступать так или иначе. Элементы, соединившиеся в бытии человека и через свое соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и соответственные законы, которые, пришедши во внутреннюю связь, составили закон нравственный.

Чем больше ум просветлялся верой, тем выше была его энергия, тем сильнее и обширнее развивались его идеи. Русские унаследовали практическую философию от Востока и никогда не могут сродниться с германским рационализмом, так как он идет наперекор православию, требующему, чтобы ум и сердце не поглощались одно другим и вместе с тем не раздваивали своих интересов, но, развиваясь в постоянной связи между собой, как органы веры, составляли в душе твердые основания для решения задач философии.

Задача русской философии состоит в определении места, значения и отношений человека в мире, насколько человек, сам по себе всегда и везде одинаковый, в развитии своем охарактеризован типом истинно русской жизни. Главные сочинения Карпова: "Введение в философию" (Санкт-Петербург, 1840); "Взгляд на движение философии в мире христианства и на причины различных ее направлений" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1836, часть 92); "Систематическое изложение логики" (Санкт-Петербург, 1836); "Философский рационализм новейшего времени" ("Христианское Чтение", 1860, книга 3, 4, 5, 6, 12); "Вступительная лекция в психологию" ("Христианское Чтение", 1868, книга 2).

см. статья Т.В. Варсова и другие в "Христианском Чтении" (1898, том I). См. о нем: Т.В. Барсов, "В.Н. Карпов, как профессор" ("Христианское Чтение", 1898, I); Серебряников, "В.Н. Карпов, как психолог" (ib.); А.П. Высокоостровский, "Покойный профессор Карпов, как почитатель сократо-платоновой философии" (ib., 1893, I) и "Об общем характере логики Карпова" (ib.

, 1898, I); Д.П. Миртов, "Заслуги В.Н. Карпова для русской философской мысли" (ib.). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — профессор, род. 2 апреля 1798 г., ум. 8 декабря 1867 г. Сын священника села Хренового, Воронежской губернии. Образование получил в Воронежской семинарии и Киевской духовной академии. По окончании академического курса в 1825 г. Карпов был определен учителем греческого и немецкого языков в Киевскую духовную семинарию. В 1827 г. утвержден в степени магистра; 26 октября 1829 г. переведен в Киевскую академию на должность бакалавра французского языка. С 10 марта 1831 г. исправлял должность бакалавра философских наук в академии. В октябре 1833 г. переведен в Петербургскую академию. Здесь в 1834 г. он исправлял должность библиотекаря, с 1835 г. — профессора философских наук и 7 октября этого года утвержден прямо из бакалавров ординарным профессором. Несколько раз во время своей службы исправлял должности отсутствовавших профессоров физики и греческого языка. Привел в прекрасный порядок академическую библиотеку. В 1855 г. определен членом духовно-цензурного комитета. С 1844 г. вместо философии преподавал в академии историю философии, с 1855 г. и логику, с 1859 г. логику и историю после-кантовской философии, с 1865 г. логику и психологию. Был не раз назначаем для...
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):