Биографический словарь - лопатин лев михайлович
Лопатин лев михайлович
Главный труд Лопатина: "Положительные задачи философии" (М., 1886 1891). Ему же принадлежит ряд статей по этике и психологии в редактируемом им журнале. Собрание его статей издано под заглавием "Характеристики и речи" (1911). Во всех своих работах Лопатин энергично настаивает на необходимости умозрительного начала во всяком цельном миросозерцании.
Эмпирический принцип, раскрытый до конца, не опирающийся на умозрение, приводит к неизбежному отрицанию знания и скептицизму. Нельзя искать основ для выработки миросозерцания и в одной только вере, так как, отказываясь от умозрения в принципе, она постоянно исходит из него в действительности. Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении.
Для возможности метафизических построений вопрос о законе причинности должен иметь решающее значение. Этот закон, именно в том коренном значении, которое он имеет для всякой непосредственной деятельности разума, то есть как требование производящей или творческой причинности, получает действительное удовлетворение только в спиритуалистическом миросозерцании.
Обзор умозрительных понятий о действительности приводит Лопатина к системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике. Предполагая для явлений духа субстанцию, свойства которой существенно отличны от того, что непосредственно дано в этих явлениях, то есть субстанцию трансцендентную, мы создаем понятие бесплодное и противоречивое.
Если же, отбросив всякую субстанцию, мы начинаем смотреть на душевную жизнь как на последовательность абсолютных состояний (точка зрения "феноменизма"), мы получаем такое представление о душе, которое глубоко расходится с ее основными признаками и ведет к неустранимым внутренним противоречиям. Выход отсюда один: субстанция души не трансцендентна, а имманентна своим явлениям, то есть она открывает или проявляет себя и свою природу в наших душевных состояниях.
Явления духа должны быть не только показателями, но и прямою реализациею его существа. Исходя из понятия о душе, как производящей причине, Лопатин пытается защищать принцип свободы воли на психологической почве (умеренный индетерминизм). В вопросе о существовании мирового порядка Лопатин примыкает к Лейбницевой монадологии.
Все работы Лопатина тщательно продуманы и отличаются обстоятельностью аргументации, при простом и одушевленном изложении. .![](http://www.terminy.info/assets/images/bookmark.png)
См. в других словарях
![](http://www.terminy.info/assets/images/usearch.png)
Вопрос-ответ:
![](http://www.terminy.info/assets/images/tag.png)
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 573 | |
2 | 544 | |
3 | 541 | |
4 | 529 | |
5 | 525 | |
6 | 518 | |
7 | 510 | |
8 | 509 | |
9 | 498 | |
10 | 495 | |
11 | 494 | |
12 | 494 | |
13 | 488 | |
14 | 486 | |
15 | 471 | |
16 | 470 | |
17 | 467 | |
18 | 467 | |
19 | 466 | |
20 | 465 |