Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - направник эдуард францевич

Направник эдуард францевич

направник эдуард францевич

Направник, Эдуард Францевич капельмейстер и композитор. Родился 12 августа 1839 года в Чехии. Рано лишившись отца, Н. покинул реальное училище, не кончив курса, и добывал средства к существованию музыкой, которой учился у Блажека и Питча в органной школе, и у Майделя в фортепианной школе, где вскоре стал преподавателем. Оркестровку Н.

изучил под руководством Кителя. В 1861 году, получив место капельмейстера у князя Юсупова, Н. приехал в Петербург. Россия стала второй его родиной. В 1863 году он был приглашен в русскую оперу помощником капельмейстера и органистом, а в 1867 году назначен вторым капельмейстером. Весьма часто заменял Лядова , по уходе которого, стал во главе оркестра русской оперы.

Точное и безукоризненное по ансамблю исполнение вошло при нем в обычай; организация оркестра и хора поднялась на значительную высоту. Большое участие принимал Н. и в материальном обеспечении служащих. Он продирижировал множество оперных представлений, поставив впервые более 60 опер (из них до 40 русских) и возобновив более 30. Им, в первый раз поставлены оперы Кашперова , Кюи , Монюшко, Серова ("Вражья сила"), Даргомыжского ("Каменный гость"), Римского-Корсакова , Сантиса , Мусоргского , Чайковского , Рубинштейна , Фамицына, Гроссмана, Кюнера , Соловьева и других.

В 1869 81 годах он дирижировал симфоническими собраниями Императорского русского музыкального общества. Состоял членом главной дирекции Императорского русского музыкального общества. Еще в Праге он написал несколько фуг, мужских хоров, фортепьянных вещей, увертюру для оркестра на чешские народные песни, сонату для скрипки с фортепиано и симфонию.

С большим успехом были поставлены в Петербурге его оперы "Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1886), "Дубровский" (1895) и "Франческа да Римини" (1903). Им написаны, сверх того, 3 струнных квартета и один квинтет, 2 фортепьянных трио и 1 квартет, скрипичная соната, 2 сюиты для виолончели с фортепиано, большое количество романсов и фортепьянных пьес, четыре симфонии, симфонический концерт для фортепиано, фантазия для фортепиано с оркестром, фантазия и сюита для скрипки с оркестром, народные танцы для оркестра, сюита для оркестра, симфоническая поэма "Восток", музыка к "Дон-Жуану" гр.

А. Толстого . Как дирижер, Н. выделялся тщательно отделанным и обдуманным, вполне музыкальным исполнением, которому, однако, недоставало темперамента, увлечения, пафоса. Сочинения его обнаруживают отличную технику, прекрасно инструментованы, нередко красивы, но лишены яркой индивидуальности, являясь типичным образцом хорошей капельмейстерской музыки.

см. В. Ф. "Э. Ф. Н." (Санкт-Петербург, 1888); "Очерк" (издание журнала "Баян", 1888), а также статьи во "Всемирной Иллюстрации" (1875), "Ниве" (1876), "Музыкальном Свете" (1877) и "Русской Музыкальной Газете" (1898, № 9, и 1913, № 37). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — капельмейстер и композитор; род. 12 августа 1839 г. в Богемии, близ Кениггреца; учился музыке у Пугонного; уже 13-ти лет играл в Праге в воскресные дни на органе и обладал хорошими знаниями в цифрованном басе и гармонии. Со смертью отца лишившись всяких средств к жизни, Н. должен был покинуть реальное училище, не кончив курса. Средства к существованию ему давала музыка. Он занимался у Блажека и Питча в органной школе, у Майделя — в фортепьянном институте, где вскоре занял место преподавателя. Оркестровку и вообще капельмейстерское дело Н. изучил под руководством Кителя. Чтение партитур было любимым занятием Н., в котором он достиг редкого совершенства. В 1861 г., получив место капельмейстера у князя Юсупова, Н. приехал в Петербург; с тех пор Россия стала второй родиною Н. В сезон 1862—63 гг., по инициативе К. Н. Лядова, Н. был приглашен в русскую оперу помощником капельмейстера и органистом. В 1867 г. Н. был назначен вторым капельмейстером и весьма часто заменял Лядова, а по уходе последнего стал во главе русской оперы. При нем точное и безукоризненное по ансамблю исполнение вошло в обычай; организация оркестра и хора поднялась на...
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):