Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - незабитовский василий андреевич

Незабитовский василий андреевич

незабитовский василий андреевич

Незабитовский Василий Андреевич даровитый юрист (1824 1883). Окончил курс в Киевском университете святого Владимира. Заняв кафедру законов казенного управления в нежинском лицее князя Безбородко, написал магистерскую диссертацию: "О податной системе в Московском государстве, со времени установления единодержавия до введения подушного оклада Петром Великим"; и актовую речь: "Очерк системы казенных доходов в России со времени императора Петра Великого до кончины императрицы Екатерины II"; эти работы изданы лишь после его смерти.

В 1853 г. Незабитовский перешел в Киевский университет на кафедру общенародного (т. е. международного) права. Усвоив себе учение Р. Моля и других о необходимости разграничения сфер общества и государства, интересов социальных и политических и сочетав его с правовыми воззрениями Канта, Незабитовский выработал собственное оригинальное учение о праве.

Он старался провести его в докторской диссертации, но факультет не одобрил отступления от научных традиций, и Незабитовскому пришлось переделать свою работу в духе, более согласном с господствовавшими воззрениями. Так возникло "Учение публицистов о межгосударственном владении" (Киев, 1862). По своей логической стройности она может служить образцом научной работы в области теории права.

Систематическое изложение своеобразного юридического мировоззрения Незабитовского дано в его статье, приложенной к факультетской рецензии на сочинения Ренненкампфа : "Очерки юридической энциклопедии". Центральное место в этом учении занимает личность человека. Незабитовский исходит из отрицания основной посылки всей новейшей юриспруденции, принимающей за аксиому, что право возникает в обществе; по его мнению, оно предшествует установлению общежития.

Право вызывается к жизни сожительством (coexistentia), в которое люди поставлены самой природой. Основное условие общежития неприкосновенность человека или мир; поэтому наука права есть наука человеческого мира. Общежитие имеет независимое от права значение; его цель общее благо. Право сохраняет свою силу и в обществе, но здесь к нему присоединяется ряд новых факторов; совокупность их составляет предмет особой науки обществоведения или социологии.

Путем такого разграничения Неверовский имел в виду оградить права человека от произвола общества, которое, ради блага целого, требует иногда принесения в жертву отдельных лиц. Те же взгляды и с той же целью Незабитовский проводит и в международном праве, различая право общенародное от права межгосударственного. Право общенародное охраняет права человека независимо от принадлежности его к определенному государству; интересы самих государств защищаются правом межгосударственным.

Новейшие публицисты исключительно занялись последним, позабыв о праве общенародном; между тем оно должно служить основой и границей права межгосударственного. Незабитовский был противником утилитарно-практического взгляда на университетское образование и стоял за исключительно научную постановку преподавания. Собрание сочинений Незабитовского издано, по постановлению совета Киевского университета, под редакцией профессора Романовича-Славатинского (Киев, 1884).

Вл. Грабарь. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):