Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - никитенко александр васильевич

Никитенко александр васильевич

никитенко александр васильевич

Никитенко Александр Васильевич известный мемуарист, критик. Родился в 1804 или 1805 г.; отец его, крепостной крестьянин, старший писать в одной из контор графа Шереметева , стоял, по образованию, выше своей среды и подвергался всякого рода гонениям; условия, при которых прошло детство Никитенко, были тяжелые. Первое образование Никитенко получил в воронежском уездном училище; доступ в гимназии ему, как крепостному, был закрыт.

В 1822 г. в Острогожске, где Никитенко перебивался частными уроками, открылось отделение "Библейского Общества", секретарем которого был избран Никитенко. Он выдвинулся речью на торжественном собрании 1824 г., о которой было доложено президенту общества, князю А.Н. Голицыну . Вскоре, с помощью Жуковского и др., Никитенко получил вольную.

В 1825 г. он поступил в Петербургский университет; едва не погиб, уличенный в "знакомстве" с декабристами, кончил курс по историко-философскому факультету. В 1826 г. появилась его первая статья: "О преодолении несчастий" (смирением и послушанием начальству) в "Сыне Отечества". Попечитель учебного округа, К.М. Бороздин , взял его в секретари.

По поручению Бороздина, Никитенко написал примечания к новому цензурному уставу 1828 г. После неудачных попыток занять кафедру естественного права и политической экономии Никитенко стал адъюнктом, затем профессором по кафедре русской словесности. В 1833 г. Никитенко был назначен цензором; провел 8 дней на гауптвахте за то, что пропустил стихотворение Виктора Гюго ("Enfant, si j'etais roi"), в переводе Деларю .

Читал лекции по русской словесности в римско-католической духовной академии; редактировал (1839 41) "Сын Отечества". Получил степень доктора философии за диссертацию: "О творческой силе в поэзии или поэтическом гении". В 1853 г. назначен членом Академии Наук. Писал проекты цензурных уставов, инструкции или примечания к ним, в "мартинистском", по выражению Булгарина , т.

е. сравнительно либеральном духе. В 1842 г. Никитенко был подвергнут аресту на одну ночь при гауптвахте за пропуск в "Сыне Отечества" повести Ефибовского: "Гувернантка", насмешливо отозвавшегося о фельдъегерях. С восторгом приветствовал Никитенко эпоху русских реформ, характеризуя себя "умеренным прогрессистом". В 1859 г. он вступил членом в негласный комитет над цензурой и хлопотал о превращении его в "главное управление цензуры" при министерстве народного просвещения.

Неожиданным ударом для Никитенко было перечисление главного управления цензуры в министерство внутренних дел. Короткое время в 1847 48 годы Никитенко, более номинально, чем фактически был редактором "Современника". В конце 50-х годов Никитенко редактировал "Журнал Министерства Народного Просвещения": был членом, потом (1857) председателем театрального комитета.

Умер 21 июля 1877 г. Как критик, профессор и историк литературы, Никитенко большого значения не имел. Более известны его "Речь о критике" (Санкт-Петербург, 1842) и "Опыт истории русской литературы. Введение" (Санкт-Петербург, 1845), отличающиеся неясностью и расплывчатостью основных определений; по той же причине Никитенко не мог оказать заметного влияния на своих слушателей.

Как цензор, он оказывал иногда незримые, но существенные услуги литературе (так, например, в 1861 г. он "отстоял" отдельное издание стихотворений Некрасова ). Его замечательный дневник, веденный им с 14 лет, издан после его смерти под заглавием: "Моя повесть о самом себе и чему свидетель в жизни был" (Санкт-Петербург, 1893; 2-е дополн. изд.

, под ред. М.К. Лемке (Санкт-Петербург, 1904 1905). Дневник Никитенко имеет значение богатого культурно-исторического материала, в особенности для истории русской цензуры, и вместе с тем является и интересным "человеческим документом". С одной стороны, в дневнике, написанном (особенно в первой его части) часто с поразительной энергией и горечью, с меткими афоризмами во вкусе классических моралистов, Никитенко рисуется мыслителем, создающим себе правила жизни ("мудрость терпение", "цель жизни не счастье, а долг"), патриотом, негодующим на "Бенкендорфскую литературную управу" и восклицающим неоднократно: "да сохранит Господь Россию"; философом, находящим мрачное утешение в мысли о смерти.

С другой стороны, в том же дневнике Никитенко развивает философию приспособляемости и пассивности, выказывает терпение, не имеющее ничего общего с мудростью (Пушкин в 1835 г., в письме к П.А. Плетневу , бранит Никитенко "лягающимся осленком"), является не "умеренным прогрессистом", а "прогрессивной умеренностью", не стоиком, а просто упрямым малороссом, и прямо проповедует оппортунизм.

В результате глубокое внутреннее недовольство, которым проникнуты две последние части дневника, старческое брюзжание на всех и все. Биография Никитенко вполне объясняет все эти противоречия: крепостное право, из которого он с таким трудом освободился, наложило столь сильный отпечаток на его богатую натуру, что он не мог развиться вполне нормально.

см. Ч. Ветринский "Два русских общественных типа" (Никитенко и И.С. Аксаков "Новое Слово", № 7 8, 1894); М.А. Протопопов "Из истории нашей общественности" ("Русская Мысль", № 6 7, 1893); К.Н. Медведский "Повесть честного гражданина" ("Наблюдатель", № 3 4, 1893). Вс. Ч. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — тайный советник, профессор С.-Петербургского университета, ординарный академик Императорской Академии Наук, писатель. Род. 12-го марта 1805 года в деревне Ударовке Бирючинского уезда Воронежской губернии; умер в Павловске 21-го июля 1877 г. Отец его, Василий Михайлович, был крепостным графа Н. П. Шереметева и, благодаря хорошему голосу, попал в певческую капеллу графа, предварительно окончив существовавшую при ней начальную школу, во время пребывания в которой приобрел разнородные познания, далеко превышавшие его положение, и, между прочим, выучился французскому языку. Впоследствии он был старшим писарем в вотчинной конторе графа, старался отстаивать интересы своих односельчан, бороться с неправдой и, вообще, "действовать по совести", за что постоянно претерпевал разные гонения и, наконец, был сослан в дальний Гжатский уезд Смоленской губернии, в деревню Чуриловку. Перебиваясь грошовыми уроками и другой работой, которую ему доставляли случайные благодетели, Никитенко-отец успевал, однако, внимательно следить за духовным развитием сына; он поспешил выучить его грамоте, и ребенок стал почти все время проводить за чтением,...
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):