Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - вадим храбрый

Вадим храбрый

вадим храбрый

Вадим Храбрый по преданию, предводитель восставших против Рюрика новгородцев. Некоторые позднейшие летописные сборники сохранили предание о смуте в Новгороде, возникшей вскоре по призвании князей. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей или единоземцев. Под предводительством Вадима Храброго вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности.

Вадим Храбрый был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В Никоновой летописи (I, 16) так рассказывается об этом событии: "Того же лета (836) оскорбишася Новгородцы глаголюще, яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от раба его. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби Новгородцев советников его".

В примечании на Иоакимовскую летопись Татищев высказывает догадку, что этот Вадим, как и Рюрик, был внук Гостомысла , но, происходя от старшей из дочерей последнего, имел более прав на власть. Наши историки, приводя сказание о Вадиме, считают его вымыслом. По мнению С.М. Соловьева , всего лучше оно объясняется рассказом летописи о неудовольствии новгородцев на варягов, нанятых Ярославом , об убийстве последних и о мести княжеской убийцам.

Тот же ученый, по-видимому, склонен объяснить Вадима словом "водим", что в областных наречиях означает коновода, передового, проводника. Можно думать, что в предании сохранилось указание на существование какого-либо недовольства Рюриком среди свободолюбивых новгородцев. Составители сказаний могли воспользоваться этой легендой и представить ее в более конкретной форме, выдумав имена действующих лиц и т.

п. Предание о Вадиме привлекало внимание многих наших писателей. Екатерина II выводит Вадима в своем драматическом произведении: "Историческое представление из жизни Рюрика". Я. Княжнин написал трагедию "Вадим", которую решено было, по приговору Сената, сжечь публично "за дерзкие против самодержавной власти выражения" (приказ, впрочем, не был приведен в исполнение).

Пушкин , еще будучи юношей, дважды принимался за обработку того же сюжета. Лермонтова также одно время интересовала личность и печальная судьба новгородского героя. Ср. "Никонова летопись", т. I, стр. 16 (в П. С. Р. Л., т. IX); "Летопись Львова", т. I; "Степенная книга", т. I, стр. 79; Татищев, т. I; Карамзин , "История государства Российского", т. I, стр.

69 (изд. Эйнерлинга); С.М. Соловьев, кн. I. К-шов. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — Некоторые позднейшие летописные сборники рассказывают, что вскоре по призвании князей между новгородцами оказалось много недовольных, которые, под предводительством храброго В., восстали против Рюрика, принесшего с собой, вместо прежней свободы, самовластие. В примечаниях на Иоакимовскую летопись Татищев высказывает догадку, что этот В., как и Рюрик, был внук Гостомысла (см.), но, происходя от старшей из дочерей последнего, имел больше прав на власть, в споре за которую и был убит Рюриком, со многими своими приверженцами. Наши историки, приводя это сказание, за неимением других известий для объяснения взаимных отношений между призванными князьями и призвавшими их племенами, считают его вымыслом, с чем, конечно, нельзя не согласиться, хотя С. М. Соловьев, по-видимому, не прочь был бы объяснить Вадима словом водим, которое в областных наречиях означает коновода, передового, проводника. Но, не говоря уже о том, что наши грамотеи, составители подобных сказаний, всегда обставляют последние действующими лицами с собственными именами, выдумывают эти имена для объяснения, например, географических терминов (таков князь Избор,...
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):