Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - валуев дмитрий александрович

Валуев дмитрий александрович

валуев дмитрий александрович

Валуев, Дмитрий Александрович один из видных представителей славянофильской школы (1820 45). Окончил курс в Московском университете, к которому готовился под руководством Шевырева . В 1842 г. началась его кипучая деятельность на литературном поприще. Несмотря на молодость, он сразу занял видное место в кружке братьев Киреевских , Хомякова , Ю.

Ф. Самарина , Константина и Ивана Аксаковых и первый приступил к систематическому проведению в литературе воззрений славянофильской школы. Убежденный, что лишь русский народ представляет истинное выражение христианских начал общества и государства, Валуев полагал, что первые шаги на пути освобождения от подчинения Западу должны заключаться в изучении истории русского народа.

С лихорадочной поспешностью он начал собирать нетронутые дотоле источники этой истории, вместе с своими дядями, тремя Языковыми и Хомяковым. В Симбирской губернии он рылся в дворянских и правительственных архивах, искал старинных актов у лиц духовных, у купцов, у подьячих. В результате явился "Симбирский Сборник" (М., 1845). Между прочим здесь напечатана одна разрядная книга, к которой Валуев, в качестве введения, написал исследование о местничестве, вышедшее впоследствии и отдельным изданием и до сих пор остающееся одной из лучших работ по этому вопросу.

Затем Валуев предпринимает издание "Сборника исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных" (М., 1845), который он первоначально хотел назвать "Славянским". Это был первым в России опытом серьезного изучения славянского мира. Наряду с переводными статьями по истории славянства мы находим здесь оригинальные статьи Хомякова, Попова, Грановского , Снегирева и Соловьева ; но главный интерес "Сборника" заключается в статьях самого Валуева о городах немецких и славянских, о славянском и православном населении в Австрии, о христианстве в Ирландии и в Абиссинии, особенно же в предисловии, написанном Валуевым и явившемся плодом долгих бесед и совещаний с Киреевскими и Хомяковым.

Это предисловие как бы программа всей последующей деятельности славянофильской школы; написанное с юношеским увлечением, оно сохранило свое значение и в настоящее время. Еще в 1890 г. один из корифеев школы, желая изложить ее мировоззрение, не нашел ничего лучшего, как привести это предисловие почти целиком (статья В.И. Ламанского в "Живой Старине", 1890, выпуск II, стр.

218 233). Третьим литературным предприятием В. было издание "Библиотеки для воспитания", к чему побудило его знакомство с А.П. Зонтаг . Журнал этот издавался с 1843 г. при участии многих профессоров Московского университета и других ученых и литераторов. Летом 1843 г. для поправления здоровья уехал за границу. В Париже, в Лондоне он собирал материалы для своих сочинений об ирландской церкви, об Абиссинии; из Праги вывез много редких книг и рукописей, относящихся к чешской истории; в Англии входил в сношения с людьми, сочувствовавшими одушевлявшей его мысли о соединении церквей.

После возвращения в Москву болезнь его усилилась; он решил снова ехать за границу, на юг Франции, но умер в пути, в Новгороде. Ср. С. Шевырев "Биография Д.А. Валуева" (Москва, 1846; из "Московских Ведомостей"); Барсуков "Жизнь и труды М. П. Погодина". .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (некоторые называют его Волуев) — один из видных представителей славянофильской школы; родился в Симбирской губернии 14 сентября 1820 г.; в 1832 г. был привезен в Москву и помещен с пансион профессора Павлова; в 1835 г. он, по желанию своих родных, перешел в дом к близкому им человеку, профессору Шевыреву, под руководством которого приготовился ко вступлению в университет; с 1836 по 1841 гг. учился в московском университете, а уже в 1842 г. началась его кипучая деятельность на литературном поприще. Несмотря на молодость, он сразу занял видное место в кружке братьев Киреевских, Хомякова, Ю. Ф. Самарина, Константина и Ивана Аксаковых. Человек смелого почина и огромной энергии, он первый приступил к систематическому проведению в литературе воззрений славянофильской школы. Убежденный, что лишь русский народ представляет истинное выражение христианских начал общества и государства, В. полагал, что первые шаги по пути освобождения от подчинения Западу должны заключаться в изучении нашего прошедшего, в изучении истории русского народа. И вот с лихорадочной поспешностью начинает он собирать новые, нетронутые дотоле источники русской...
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):