Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - яковлев григорий

Яковлев григорий

яковлев григорий

Яковлев (Григорий, 1703 1756) автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыне. В Выгорецком монастыре Яковлев проходил должности пономаря, псаломщика, канонархиста и головщика. Прожив около 20 лет в Выгорецком монастыре, Яковлев перешел в Сергиев скит, где прожил семь лет; за это время Яковлев имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова ; при нем происходило составление знаменитых "Поморских ответов" на вопросы иеромонаха Неофита.

Размышления и исследования о спорных религиозных вопросах привели Яковлева к соединению с православной церковью. По смерти отца, в 1748 г., Яковлев отправился в Санкт-Петербург. Принятый "благосердно" Святейшим Синодом, Яковлев представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, а затем приступил к составлению "Извещения праведного о расколе беспоповщины", для представления также Святейшему Синоду в виде покаянного писания.

Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям принять его в церковное общение, "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также определить его в какое-либо пристойное ему дело, но не в "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". Есть основание полагать, что поступивший в 1755 г.

из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переславского Данилова архимандрит Гермоген именно бывший беспоповец Григорий Яковлев. Настоятелем Данилова монастыря архимандрит Гермоген был не более года: в 1756 г. он скончался в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим, монастыре. Сочинение Яковлева в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о еретиках, существовавших в греческой церкви, потом о еретиках, бывших в церкви российской стригольниках, учениках Феодосия Косого , о начале раскола; излагается история поморского или Данилова раскольнического толка; произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще.

Изложив свою собственную биографию, автор сообщает сведения о всех лицах поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников, а также сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои соображения о средствах к ослаблению поморского раскола, или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке".

Яковлев несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью и, надобно полагать, большим ораторским талантом, способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову, который называл его "дивным мужем".

Как писатель, Яковлев значительно уступает Алексею Иродионову; в его сочинениях ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и правильности речи. Для истории раскола, особенно поморского, сочинения Яковлева материал великой цены. Профессор Н. Субботин издал вполне собственно четвертую главу его, самую обширную и самую важную в историческом отношении, а из других извлек только то, что представляет интерес для истории раскола.

Сочинение Яковлева издано по рукописи, находившейся в библиотеке черниговской духовной семинарии (№ 141). Рукопись эта написана довольно красивой и тщательной скорописью, с фигурными заглавными буквами и некоторыми рисунками. В рукописи помещена составленная Яковлевым карта "Суземка раскольнического" в Заонежье, с обозначением существовавших в его время раскольнических скитов и земельных участков, весьма полезная для ознакомления с состоянием поморского раскола в половине XVIII столетия.

Точная копия этой ландкарты приложена к изданию сочинения Яковлева. см. Н. Субботин "Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины" (Москва, 1888; здесь же и биографические сведения об Яковлеве). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины"; родился в 1703 г. в Великом Новгороде и происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в Даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыни. Будучи 10-летним мальчиком, Я. был поставлен своим отцом на клирос в Выгорецком монастыре, где он постепенно проходил должности — пономаря, псаломщика, канонархиста и наконец головщика. Главным наставником и руководителем его в отправлении этих должностей, и вообще воспитателем в духе Выгорецкого общежития, был известный сотрудник Денисовых — уставщик Трифон Петров, у которого он начал жить в келье. Здесь, по собственным словам его, он "научился всякого лжеучения раскольнического и действ и обычаев их". Трифон Петров научил его также "грамматическому отчасти художеству и несколько риторическому". Но более всего приохотился Я. к иконописному искусству, в котором и сделал значительные успехи, так что иконописание сделалось для него средством к существованию. В Выгорецком монастыре он прожил около 20-ти лет; потом (1733 г.) перешел на жительство в Сергиев скит, где провел 7 лет. За это время Я....
Большая биографическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):