Энциклопедический словарь псевдонимов - вассиан косой
Вассиан косой
вассиан косой
(наст. имя и фам. Василий Иванович Патрикеев; г. рожд. неизв. – ум. до 1545) – князь, боярин с 1495, писатель, глава нестяжателей с 1508. Пострижен в монахи. Осуждал церк. землевладение. Обвинен в ереси на церк. соборе 1531 и сослан в Волоколамский мон.
Энциклопедический словарь псевдонимов
С. Колосова
2009
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
Вассиан Косой инок, в миру князь Василий Иванович Патрикеев, выдающийся церковно-политический деятель Московской Руси. По происхождению своему Вассиан принадлежал к знатнейшему боярству и в конце XV в. являлся одним из главарей боярской партии, стоявшей в вопросе о престолонаследии за внука Ивана III , Дмитрия , против Софии Палеолог и ее сына Василия , в вопросах государственного строя за властное участие боярства в управлении. В церковных делах эта партия была близка к еретическим и вообще свободолюбивым кругам. Можно установить связь между Вассианом и так называемыми "жидовствующими". С падением его партии Вассиан был пострижен в монахи и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь (1499). Став учеником Нила Сорского , Вассиан усвоил его мировоззрение и всю совокупность его практических взглядов. Вероятно, уже в 1503 г. Вассиан вместе с Нилом прибыл в Москву, где состоялся собор о вдовых попах. Когда Иосиф Волоцкий вновь поднял вопрос о мерах борьбы с еретиками, Нил и его ученики выпустили против Иосифа знаменитое "Послание заволжских старцев", требовавшее снисходительности к еретикам. Это послание некоторые ученые...Биографический словарь
2.
— инок, до пострижения (1499) боярин князь Василий Иванович Патрикеев, был пострижен во время опалы Ивана III на старую боярскую партию. Находясь в Кирилло-Белозерском монастыре и предаваясь книжным занятиям, В. сделался ревностным учеником и последователем известного поборника пустынножительства и главы заволжских старцев — Нила Сорского, который был пострижеником того же монастыря и основал пустынь невдалеке от него. Обладая начитанностью и литературным талантом, В. стал развивать идеи своего учителя и вступил в резкую полемику с Иосифом Волоцким в эпоху собора 1504 г., когда Иосиф написал вел. кн. Василию Ивановичу увещание казнить еретиков. Против этой-то инквизиторской строгости и выступили заволжские старцы, с В. во главе. Сочувствие многих современников оказалось на стороне В., как проповедника воззрений, более гуманных и более согласных с духом христианства. Сам вел. кн. Василий Иванович одно время очень жаловал В. и приблизил его к себе, как умного, правдивого советника и своего дальнего родственника. Переехав в Москву, В. жил то в Симонове, то в Чудове монастыре, усердно продолжал полемику с Иосифом по вопросу о...Большая биографическая энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 453 | |
2 | 451 | |
3 | 434 | |
4 | 422 | |
5 | 419 | |
6 | 419 | |
7 | 417 | |
8 | 411 | |
9 | 410 | |
10 | 408 | |
11 | 406 | |
12 | 405 | |
13 | 404 | |
14 | 404 | |
15 | 397 | |
16 | 395 | |
17 | 395 | |
18 | 391 | |
19 | 382 | |
20 | 379 |