Поиск в словарях
Искать во всех

Экология человека - нация

 

Нация

нация
Нация

— термин, употреблявшийся в древности и в средние века главным образом для обозначения больших групп людей, связанных общим происхождением, экономическими или политическими интересами.  В новое время, особенно после Великой Французской революции, термин нация стал употребляться во французском, английском и др. западноевропейских языках для обозначения совокупности граждан одного государства, т. е. в этатическом смысле, что отразилось там и в производных от него понятиях («национальность», «национализация» и др.). В Центральной и Восточной Европе, где процесс формирования национальной государственности задержался, термин нация употреблялся для общности людей, живущих на одной территории и связанных в языково-культурном отношении, т. е. в этническом смысле. Автором первой научной концепции нации  считается французский ученый Э. Ренан, попытавшийся в 1877 г. соединить этатическую и этническую трактовку термина. Нация, по его определению, — прежде всего выраженное стремление какой-либо группы людей жить вместе, сохранять наследие, полученное от прежних поколений и стремиться к общей цели. Вслед за Ренаном были предложены другие концепции (теории) нации, но ни одна из них не стала общепринятой. В социал-демократической литературе конца XIX —  начала XX вв. были изложены две основные теории нации: австрийца О. Бауэра, считавшего нацию «общностью культуры и характера, возникшей на основе общности судьбы», и немца К. Каутского, считавшего основными признаками нации язык и территорию. По мере разработки теории этноса определение нации стало связываться с общим понятием этноса; при определении нации стали делать упор не на этнические признаки, а на признаки стадиальные и этносоциальные, отличающие нацию от исторически предшествовавшей ей народности. К таким признакам относятся: унификация языка, главным образом за счет распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации, развитие профессиональной культуры и искусства, формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-научного развития, наличие определенной формы государственности или сильно развитого движения за ее достижение, а также определенная экономическая общность в рамках своей национальной государственности. Согласно распространенной среди российских ученых теории нации, она является типом этноса, характерным для развитого классового общества. Возникновение нации исторически связывается со становлением индустриального общества, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и иных связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, усилением этнического (национального) самосознания, движением за создание национальной государственности. Первые европейские нации формировались в границах централизованных государств, на базе одной или нескольких близких в этническом отношении народностей, например, французская нация — из северофранцузов и провансальцев. На востоке и юго-востоке Европы формирование нации началось внутри полиэтнических государств (Австро-Венгрия, Турция, Россия и др.) или более или менее суверенных автономий внутри многонациональных государств (например, союзные и автономные республики в СССР, республики в Югославии), причем за термином нация сохранился этнический смысл. В странах Америки нации формировались из групп разноэтнических европейских переселенцев, смешавшихся между собой и, в различной степени, с иноэтническими и инорасовыми группами — местными индейцами и привезенными из Африки неграми. Основным языком этих наций обычно становился язык метрополий (Испании, Португалии, Англии и др.), а рамками их формирования  — границы возникших государств, нередко проводившиеся по малообжитым районам. Во многих странах Азии и Африки формирование нации, развернувшееся преимущественно после их освобождения от колониальной зависимости, еще не вполне завершено и идет через трудный процесс этнополитической интеграции, а термину нации, как и в странах Америки, придается политико-этатический смысл, преобладающий в международном общении (например, «Организация Объединенных Наций»).

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону.

Б.Б. Прохоров.

2005.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):