Поиск в словарях
Искать во всех

Экология человека - одежда

 

Одежда

одежда
Одежда

— искусственные покровы человеческого тела. Кроме утилитарного значения —защиты тела от воздействий наружной среды, одежда может обладать также знаковыми и ритуальными функциями. В понятие одежды входят головные уборы и обувь. Материалом для одежды могут служить ткани, войлок, кожа, шкуры животных, кора деревьев, трава, листья, рыбья кожа, птичьи шкурки, а также современные искусственные материалы. Для обуви используются также ровдуга, камус и дерево. По способу изготовления различается шитая и нешитая одежда. Нешитая изготовляется из одного куска материала, оборачивается или перекидывается вокруг тела и скрепляется завязкой, булавкой-фибулой или придерживается поясом (гиматий у древних греков, тога у римлян, бурка у кавказских и балканских народов, саронг у малайцев, индийское сари, шаль, чалма и др.). Шитая одежда, части которой скрепляются различными типами швов (наружных, внутренних, через край, встык, с прокладкой материала и др.), явилась результатом развития нешитой. Как переходной тип некоторыми исследователями выделяется так называемая комбинированная, или подкроенная одежда, состоящая из прямоугольного куска материи с округленными углами, отверстием для головы и иногда разрезом посредине. Этот тип пелериновой одежды встречается у индейцев Мексики и Южной Америки. Распространен он был и в древней Месопотамии. Нешитая обувь  — сандалии, деревянная или кожаная подошва которых закреплялась с помощью ремней, сабо или плетеные лапти. Обувь комбинированного типа — мокасины индейцев Северной Америки, славянские поршни, постолы, изготовленные из одного куска кожи. Сапоги и ботинки относятся к разряду шитой обуви.

Одежда видоизменялась под влиянием различных факторов, в частности — климата, географической среды и традиционных занятий населения.

Очень важна была всегда знаковая функция одежды, отражающая социальное и имущественное положение человека. Часто ношение той или иной одежды предписывалось законом. Так, тогу могли носить только свободные римские граждане. В средневековье резко различались костюмы дворян, крестьян и горожан. Одежда отражает и этнические различия. При общей однотипности костюма головные уборы и набор украшение представительниц различных туркменских племен отличаются друг от друга. В Моравской Словакии по одежде можно было узнать, из какой деревни происходит та или иная женщина. Отличается обычно одежда девушек, молодух, вдов, представителей разных конфессиональных групп.

Ритуальная одежда появилась на самых ранних этапах человеческой истории. В пещере «Трех братьев» (Франция) обнаружено изображение «колдуна» — человека, маскированного под животное, — относящееся к верхнему палеолиту. С религиозно-магическими ритуалами связаны известные головные уборы жрецов и вождей, изображающие головы птиц и животных. Специальную одежду надевали при камлании сибирские шаманы. Ритуальной одеждой является облачение священника во время литургии. Свадебная одежда жениха и невесты, белые платья девушек, проходящих конфирмацию, траурная одежда, саван покойника  — все это разновидности ритуальной одежды. В ХХ в. разнообразие традиционной повседневной одежды повсюду вытесняется современными общемировыми типами костюма.

Для территорий с холодным  и очень холодным климатом крайне важным свойством одежды является ее  теплоизоляция, которая измеряется в единицах кло (см. Кло ).  Теплоизоляция легкой летней одежды равна 0,5 кло,  для зимнего пальто в климатических условиях средней полосы Росси 3 кло.  Теплоизоляция одежды в различных районах Арктики колеблется от 3,5 до 6 кло.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону.

Б.Б. Прохоров.

2005.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):