Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Санкт-Петербурга - ахматова анна андреевна

Ахматова анна андреевна

ахматова анна андреевна

(настоящая фамилия Горенко) (1889—1966), поэт. С раннего детства (1890) до 1916 жила в основном в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Училась в Царскосельской Мариинской гимназии (ныне г. Пушкин, улица Труда, 17; мемориальная доска), на Киевских высших женских курсах (1908—10). В 1910 вышла замуж за Н. С. Гумилёва. В 1911 вошла в «Цех поэтов» (сблизилась с О. Э. Мандельштамом и М. Л. Лозинским), стала одним из главным представители акмеистического направления. Выступала с чтением стихов в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака» (Михайловская площадь, 5), на Высших женских (Бестужевских) курсах, в Тенишевском училище и др. Сотрудничала в петербургских журналах «Аполлон», «Гиперборей», «Северные записки» и многих др.; в 30—40 х гг. — в журналах «Звезда» и «Ленинград»; опубликованные в них стихи и в целом творчество А. подверглось безапелляционной и несправедливой критике в выступлении в 1946 А. А. Жданова; в сентября 1946 А. (вместе с М. М. Зощенко) исключена из СП СССР, после чего А. не печатали до 1956.

Образ Петербурга — сквозная тема творчества А.: если в её первых книгах («Чётки», 1914; «Белая стая», 1917) Петербург — домашнее, обжитое пространство, где приметы городского пейзажа составляют неотъемлемый фон стихотворных событий и лирических переживаний («В последний раз мы встретились тогда...», «Стихи о Петербурге» и др.), то в послереволюционные годы Петербург становится самостоятельной поэтической темой («Согражданам», 1919). От ностальгических мотивов, «припоминания» культурно-бытовой среды города начала века, отдельных «петербургских сюжетов» («В Царскосельском парке», «Тот город, мной любимый с детства...», «Годовщину последнюю празднуй...»; фрагменты из автобиографической прозы «Запахи Павловского вокзала», «Город», а также «Пушкин и Невское взморье» и другие статьи и заметки, написанные в связи с изучением А. в 20 е и 50 е гг. творчества А. С. Пушкина и архитекторы пушкинского Петербурга) А. приходит к созданию обобщённого образа Города — Города Пушкина, Достоевского, Блока, символа духовной истории России, наследницей которой осознаёт себя А. в «сегодняшнем» Ленинграде. Центральным произведением, воплотившим такой образ Города, стала «Поэма без героя» (1940—62), где вызванный из небытия дореволюционный «маскарадный» фантасмагорический Петербург — «действующее лицо» поэмы, с которым А. ведёт диалог из своего ленинградского настоящего; поэма насыщена ассоциациями и реалиями (нередко скрытыми, как бы зашифрованными), воссоздающими культурно-бытовую жизнь Петербурга начала XX в.

Город военного времени (в блокадном Ленинграде в 1941—42 А. выступала в печати и по радио с чтением своих стихов; до 1944 в эвакуации в Ташкенте) — это образ единой Земли, которая не может погибнуть; к защитникам Ленинграда обращается А. В стихах «Мужество», «Клятва», «А вы, мои друзья последнего призыва...», «Первый дальнобойный в Ленинграде», «Сзади Нарвские были ворота» (цикл «Ветер войны», 1941—44).

Трагическое преломление образ Ленинграда получил в цикле стихов, объединённых в поэму «Реквием» (1935—40, 1962); в «Реквиеме», ставшем памятью общенародной трагедии (замысел возник после незаконного ареста сына А. — Л. Н. Гумилёва), возникает образ отчуждённой, «одичалой столицы» («И ненужным привеском качался / Возле тюрем своих Ленинград») с её атмосферой страха и произвола (аналогичные образы — в стихотворении «Немного географии», 1937?). А. жила в 20 е гг. В Мраморном дворце (улица Халтурина, 5, большую часть жизни провела во флигеле «Фонтанного дома» ((см. Шереметевский дворец), набережная р. Фонтанки, 34, — поэтический образ многих её стихотворений). В 1952—61 её квартира находилась на улице Красной Конницы, 3, затем на улице Ленина, 34, но большую часть времени А. проводила в Комарове. Похоронена на Комаровском кладбище. В Ленинграде в 1987 открыт Народный музей А. (ПТУ № 84, Кронштадтская улица, 15). В 1989 в садовом флигеле Шереметевского дворца открыт музей-квартира А. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (настоящая фамилия Горенко) (1889, Большой Фонтан, близ Одессы, — 1966, Домодедово, под Москвой), поэтесса. На протяжении всего творческого пути Москва оставалась для Ахматовой городом, олицетворяющим Родину, русскую культуру. По выражению Ахматовой, одного из тончайших русских лириков XX в., соединившей «пушкинскую» ясность письма и психологический драматизм современного поэтического языка, «всё в Москве пропитано стихами». Часто и надолго приезжая после Октябрьской революции в Москву, Ахматова обычно останавливалась в семье писателя-сатирика В.Е. Ардова (улица Большая Ордынка, 17; ныне «Ахматовский культурный центр»), где работала над стихами и статьями об А.С. Пушкине и где бывала М.И. Цветаева. Ахматова часто навещала К.И. Чуковского (Тверской бульвар, 25, флигель), М.А. Булгакова (Нащокинский переулок, 3/5 и Большая Пироговская улица, 35а), Б.Л. Пастернака (Лаврушинский переулок, 17), О.Э. Мандельштама (Тверской бульвар, 25, флигель), участвовала в вечерах поэзии, которые проводились в 20-х гг. в Большой аудитории Политехнического музея (Новая площадь, 3); была знакома с А.А. Блоком, В.В. Маяковским. В январе 1950 Ахматова приезжала в...
Энциклопедия Москвы

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):