Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Санкт-Петербурга - ампир

Ампир

ампир

(от французского empire, буквально — империя), стиль в архитектуре первой четверти XIX в., завершивший эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, опирался на художественное наследие архаической Греции, императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.

п.). А. впитал в себя также древне-египетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. д.). Первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII —XIX вв. В России, главным образом в Петербурге, А. стал в 1810—30 е гг. выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в крупнейших градостроительных ансамблях (Зодчего Росси улица, Стрелка Васильевского острова, Островского площадь, Искусств площадь), общественных зданиях (Казанский собор, Адмиралтейство, Биржа, Большой драматический театр, главного штаба здание, Павловского полка казармы, Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор, Московские триумфальные ворота, Нарвские триумфальные ворота), монументальтальной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. В стиле А. работали выдающиеся зодчие: A. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Б. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов и др. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.

1992

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  стиль в архитектуре первой трети XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Использовал те же мотивы античного зодчества, что и классицизм XVIII в. (ордерная система, портик с колоннами, увенчанный фронтоном или аттиком и выделяющий центральную часть здания, рустовка нижнего яруса), но отличался стремлением к большей строгости и простоте, а в ряде случаев — к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира преобладает военная эмблематика (ликторские связки, лавровые венки, факелы, гении славы и т.д.), в окраске зданий — нейтральные цвета (преимущественно жёлтый). В московской архитектуре ампир получил широкое распространение в процессе восстановления и реконструкции города после пожара 1812 (главным образом под руководством О.И. Бове). В Москве появились величественные общественные здания (Большой театр, Вдовий дом, Манеж, Провиантские склады). Однако в основном облик «ампирной» Москвы определили уютные особняки и городские усадьбы (дом Луниных, усадьба Усачёвых—Найдёновых; постройки А.Г. Григорьева — дом Лопухина — Станицкой, ныне Музей Л.Н. Толстого на Пречистенке, 11, 1817—22, и др.).Литература: Аркин Д.Е.,...
Энциклопедия Москвы

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):