Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Санкт-Петербурга - барокко

Барокко

барокко

общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине — середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. в 1700—30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования: регулярность планировки, регламентация жилой застройки по сословному признаку («образцовые» проекты), формирование парадно-представительского центра города фасадами дворцов знати, поставленных единым фронтом вдоль берегов Невы и главных магистралей города. Практицизм, цивилизаторские тенденции государственных преобразований проявились в строительстве новых типов сооружений: дворцов (вместо хором), специальных зданий для правительственных учреждений (коллегий), верфей, фабрик, арсеналов, музеев, театров. Различие в опыте и художественных пристрастиях западно-европейских зодчих, приглашённых Петром I на строительство Петербурга (Д Трезини, А. Шлютер, Ж. Б. Леблон, Д. М. Фонтана, Г. И. Шедель, Г. И. Маттарнови, Н. Микетти и др.), обусловило многообразие стилистических оттенков в архитекторе раннего Б. Практическая деятельность, освоение опыта европейской архитектуры выдвинули ряд отечественных зодчих — М. Г. Земцова, П. М. Еропкина, И. К. Коробова и др. Архитектора этого периода отличалась ясностью объёмно-пространственного построения, плоскостной трактовкой фасадов, применением ордера в виде плоских лопаток и пилястр, сдержанной пластикой декоративных деталей, употреблением высоких кровель, часто с изломом, двухцветной окраской стен; колокольни церквей, башни административных зданий часто завершались шпилями. Таковы Летний дворец Петра I, Кунсткамера, Двенадцати коллегий здание, Петропавловский собор Петропавловской крепости, первое Адмиралтейство (1727—38, архитектор И. К. Коробов) и др. В дворцовых интерьерах развивалось симметрично-анфиладное распределение парадных помещений с разнообразной и эффектной декорировкой (Меншиковский дворец). Появились регулярные дворцово-парковые ансамбли: Летний сад, Петергоф, ныне Петродворец, Царское Село, ныне Пушкин, Ораниенбаум, ныне Ломоносов, Стрелъна и др.

Для зрелого Б. (1740 е — начало 1760 х гг.) характерны размах и декоративная пышность дворцового строительства, что ассоциировалось с идеями государственного могущества России. Торжественность композиционного решения зданий и архитектурных комплексов сочеталась с пластической насыщенностью и динамикой архитектурных форм. Пилястры и трёхчетвертные колонны, раскрепованные антаблементы, сложные наличники окон, скульптура создавали сложную игру света и тени на фасадах, придавая сооружению патетический, праздничный архитектурный образ, звучание которого усиливалось двухцветной окраской стен, иногда с золочёными деталями. Эффектная декорация переходила в интерьеры с обширными анфиладами парадных помещений, где разнообразие орнаментов, мотивов, богатство отделочных материалов, позолоты множились многочисленными зеркалами и живописными плафонами. Ведущим архитектором этого периода был В. В. Растрелли (Зимний дворец, Строганова дворец, Смольный монастырь, дворцы в Петергофе, Царском Селе и др.). Одновременно с ним работали С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор), П. Трезини, А. Ф. Вист, М. Д. Расторгуев и др. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  стиль в архитектуре конца XVI — середины XVIII вв., отличающийся декоративной пышностью. Для архитектуры барокко характерны живописная пластика фасадов, богатая игра светотени, сложные криволинейные планы, пышная декоративная лепнина и насыщенная окраска зданий. Так называемое московское барокко конца XVII — начала XVIII вв. (церковь Покрова в Филях и церковь Троицы в Троице-Лыкове и др.) было ещё тесно связано с традициями древнерусской архитектуры. Ближе к европейскому барокко памятники московского зодчества первой половины и середины XVIII в., в которых многочисленные заимствования из западноевропейской и восточноевропейской (особенно украинской) барочной архитектуры сочетаются с композиционными приёмами, развивающими принципы русского зодчества XVII в. (например, постройки И.П. Зарудного — «Меншикова башня», церковь Иоанна Воина). В формах зрелого европейского барокко построены дом Апраксиных—Трубецких, церковь Климента папы Римского, «Грот» в Кускове (1755—75, архитектор Ф.С. Аргунов), некоторые церкви по проектам К.И. Бланка и др.Литература: Виппер Б.Р., Архитектура русского барокко, М., 1978.Москва....
Энциклопедия Москвы

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):