Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Санкт-Петербурга - мейерхольд всеволод эмильевич

Мейерхольд всеволод эмильевич

мейерхольд всеволод эмильевич

(1874—1940), режиссёр, актёр, народный артист РСФСР (1923). Член КПСС с 1918. В 1898—1902 актёр Московского Художественного театра. В 1906—07 по приглашению В. Ф. Комиссаржевской главный режиссёр Театра Комиссаржевской в Петербурге, где осуществил 13 новаторских постановок: «Гедда Габлер» Г. Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Жизнь человека» Л.

Н. Андреева, «Балаганчик» А. А. Блока и др. В 1908—17 в петербургских императорских театрах — Александринском («Дон Жуан» Мольера, «Гроза» А. Н. Островского, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова и др.) и Мариинском («Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Орфей и Эвридика» К. Глюка и др.); одновременно, под псевдонимом Доктор Дапертутто, осуществлял экспериментальную студийную работу («Шарф Коломбины» по А.

Шницлеру в Доме интермедий, «Незнакомка» и «Балаганчик» Блока в Тенишевском училище и др.), вёл занятия с молодёжью в Студии на Бородинской улице, был редактором журнала «Любовь к трём апельсинам» (1914—16). М. была теоретически обоснована концепция «условного театра», выдвигавшаяся в противовес приземлённости и бытовщине сценического натурализма.

После Октябрьской революции М. активно участвовал в строительстве нового, советского театра. Объявив войну старым, академическим театрам, он проводил эту линию как руководитель театрального отдела (ТЕО) Наркомпроса (в 1918—19 заместитель заведующего петроградским отделением ТЕО, в 1920—21 заведующий ТЕО). Опираясь на средства выразительности народных площадных зрелищ, поставил в Петрограде к 1 й годовщине Октября «Мистерию-буфф» В.

В. Маяковского (2 я редакция в 1921, с В. М. Бебутовым, Театр РСФСР 1 й в Москве). В 1922—24 художественный руководитель Театра Революции, в 1923—38 — Театра имени Мейерхольда в Москве. В 1935 поставил в Малом оперном театре в Ленинграде «Пиковую даму» П. И. Чайковского. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.

1992

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1874, Пенза — 1940, Москва), режиссёр, актёр, народный артист Республики (1923). Учился на юридическом факультете Московского университета, в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (педагог Вл.И. Немирович-Данченко). В 1898—1902 актёр МХТ; роли Треплева и Тузенбаха («Чайка» и «Три сестры» А.П. Чехова), Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого) и др. В 1902 покинул МХТ. Работал в провинции и театрах Петербурга. После Октябрьской революции участвовал в строительстве советского театра. В 1920—21 заведующий ТЕО (Театральный отдел) Наркомпроса. С 1920 руководил Театром РСФСР 1-м, на основе которого был создан в 1923 Театр имени Вс. Мейерхольда. Мейерхольд стремился сообщить сценическому зрелищу геометрическую чистоту формы, акробатическую лёгкость. С этой целью актёры проходили специальное обучение. Основным предметом была «биомеханика», разработанная Мейерхольдом для актёрского тренажа. Овладевая ею, актёр шёл от верно найденного движения, текста, точно схваченной интонации к внутренней правде образа. Поставил публицистически острые, ярко зрелищные спектакли: «Мистерия-буфф» (1921), «Клоп»...
Энциклопедия Москвы

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):