Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Санкт-Петербурга - модерн

Модерн

модерн

(франц. moderne — новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX — начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека — от архитектуры до костюма, ведущую роль представители «М.» отдавали архитектуре как основе нового синтеза искусств. Принципиально новым в архитектуре «М.» стал отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасадов и интерьеров. Определяющее значение в структуре зданий имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм и декора. Фасады построек «М.» обладают, как правило, динамичностью и пластической текучестью форм; орнамент, имеющий характерные криволинейные очертания, пронизанный экспрессивным ритмом, подчиняет себе всю композиционную структуру произведений, объединяет фасады с декором интерьеров.

В архитектуре Петербурга наиболее ярко «М.» выразился в строительстве частных домов-особняков, а также деловых и торговых зданий, доходных домов. Специфическим вариантом стиля стал в Петербурге «северный М.», отличавшийся романтичностью облика построек, живописностью силуэта, широким использованием в отделке естественного камня (Лидваля дом). Для ранних сооружений в стиле «М.» характерны живописно-пластические решения фасадов, необычные очертания проёмов (в форме эллипсов, подков, многоугольников и др.), прихотливо-изысканные орнаментальные мотивы (Кшесинской особняк). С середины 1900 х гг. «М.» вступил в позднюю фазу, которой свойственны более строгие композиционные решения, использование элементов ордерной архитектуры (Азовско-Донской коммерческий банк, Торговый дом Мертенса). В 1910 х гг. «М.» постепенно вытесняется из архитектуры Петербурга различными ретроспективистскими направлениями, главным образом неоклассицизмом. Крупнейшие мастера петербургского «М.» — А. И. Гоген, Ф. И. Лидваль, В. В. Шауб, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  стиль в архитектуре конца XIX — начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. — нашли в московском зодчестве этого периода интенсивное и своеобразное развитие, наиболее отчётливо проявившись в произведениях Ф.О. Шехтеля. Среди характерных московских построек в стиле модерн: Сандуновские бани (Корпус магазинов, 1895, архитектор Б.В. Фрейденберг; Неглинная улица, 14), старое здание МХАТа, бывший дом Рябушинского (ныне Музей-квартира М. Горького), Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» (1899—1903, архитектор В.Ф. Валькот), дома Миндовского (Поварская улица, 44) и...
Энциклопедия Москвы

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):