Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Японии - камакура

 

Камакура

камакура

1) один из самых древних городов Японии, был основан в 1192 г. Город с трех сторон окружен лесистыми горами, а с юга выходит на залив Сагами. Климат Камакуры мягок. Это идеальный зимний и летний курорт. Каждый сезон имеет свое очарование. Основателем Камакуры является Минамото-но Ёритомо. В 1180 г. он привел в Камакуру свои войска и сделал ее своей резиденцией: окруженная горами и морем, Камакура представляла естественную крепость, легко защищаемую от врагов. Здесь обосновалось бакуфу правительство, подчинявшееся сёгуну. После падения Камакурского сёгуната, просуществовавшего с 1185-го по 1333 г., бывшая столица пришла в запустение и превратилась в обычную деревню, и только в эпоху Мэйдзи началась ее новая жизнь, после того как она стала привлекать художников и писателей. Сегодня в Камакуре проживает 174 тыс. чел. и ежегодно приезжает 20 млн. туристов. Древние правители Камакуры покровительствовали религии и искусству, приглашали известных китайских монахов. Считается, что первым здешним храмом является Сугимото-дэра, основанный в 734 г. Всего же сегодня в Камакуре насчитывается 176 синтоистских и буддистских храмов. Храм Энгакудзи один из известных храмов секты Дзэн. Он состоит из нескольких строений, вокруг растут криптомерии. Наиболее интересное строение Сяридэн, или Зал святых реликвий Будды. Он объявлен национальным достоянием Японии. Здание возведено в 1282 г. сейчас это самое старое здание китайской архитектуры в стране. Храм Тэкэйдзи храм секты Дзэн, основанный в 1285 г. В феодальные времена храм имел название Храм разводов, поскольку он служил местом ссылки для нелюбимых жен. Сейчас храм известен цветением слив в феврале, магнолий и персиков в марте-апреле, пионов в апреле-мае, ирисов в мае-июне. Храм Кэнтёдзи также принадлежит секте Дзэн. Он был основан в 1253 г., в 1415 г. сгорел, потом горел еще неоднократно. Но все же в храме сохранились старинные предметы, в частности объявленный национальным достоянием Японии бронзовый колокол, отлитый в 1255 г. Интересны для осмотра основное здание, китайские ворота и изображение пятого правителя периода Камакура Токиёри Ходзё. Храм Цуругаока Хатимангу одна из главных достопримечательностей Камакуры. Окруженный деревьями сакуры и зарослями азалий, он весьма живописен. Храм построен в 1063 г. предком Ёритомо Ёриёси в честь бога Хатимана, который считался покровителем рода Минамото. Ёритомо в 1180 г. поменял расположение древнего храма, поместив его на более видное место вершину холма Цуругаока (Журавлиный холм). Современные постройки датируются 1828 г. Широкая дорога, ведущая от морского берега вверх к храму, была сооружена по приказу сёгуна, когда он узнал, что его жена ждет ребенка. И сегодня эта улица сохраняет название Вакамия Одзи улица Молодого Принца. На этой аллее сооружено трое огромных ворот тории, и вдоль нее высажены деревья сакуры. Рядом с храмом расположены два пруда Гэндзи и Хэйкэ. В пруду Гэндзи растут белые лотосы, в Хэйкэ красные. Здесь же возведен т.н. Барабанный мост горбатый мостик через лотосовый пруд. Существует поверье, что, если вы сможете взобраться и пройти по скользкому мосту без посторонней помощи, вас ожидает долгая жизнь. Рядом с храмом аллею пересекает 150-метровый проход. Здесь воины Ёритомо упражнялись в ябусамэ стрельбе из лука с лошади. В апреле и сентябре можно стать очевидцем праздников, во время которых воины, одетые в наряды периода Камакура, стреляют из лука, сидя верхом на скачущей лошади. Музей Камакуры, построенный в 1928 г., экспонирует 420 предметов искусства, множество исторических документов. Среди экспонатов выделяется коллекция предметов секты Дзэн, гравюры Укиё-э. Музей современного искусства находится рядом с прудом Хэйкэ, был построен в 1951 г., а в 1966 г. к нему было пристроено новое крыло. Здесь экспонируется 120 произведений живописи, графики, скульптуры японских мастеров. Храм Хасэ Каннон, по преданию, был возведен в 736 г. В основном строении храма находится известная позолоченная скульптура одиннадцатиголовой богини Каннон. Ее высота 9,3 м, это самая высокая деревянная скульптура в Японии. По преданию, она была изготовлена в 721 г. Другой достопримечательностью храма является гигантский колокол, отлитый в 1264 г., самый древний в Камакуре. Он объявлен важнейшей культурной ценностью Японии. Камакура известна и бронзовой статуей Дайбуцу Великого Будды, второй по величине в Японии (первая находится в Нара). Ее высота 11,4 м, вес 93 тонны. Будда сидит под открытым небом, зеленые холмы создают прекрасный фон. Статуя была отлита в 1252 г. Камакура известна песчаными пляжами, круглогодично популярен виндсерфинг.

2) исторический период с 1185-го по 1333 г. Получил свое название по имени небольшой деревушки, ставшей центром первого сёгуната в Японии. В ХII в. разросся, превратившись во влиятельную силу, ведущий свою родословную от императорской линии дом Минамото-НО (или иначе Гэндзи), обосновавшийся на востоке страны в долине Канто. А на западе набирал силу не менее родовитый клан Тайра (или Хэйкэ). Между тем клан Фудзивара, узурпировавший власть в столице, хирел. Фактически отрезанный от провинции, он сохранял свое влияние лишь в Хэйане, полностью подчинив себе императора. В конце XII в. между тремя этими кланами произошли вооруженные столкновения. Тайра вышли из этих войн победителями, оттеснив род Фудзивара от рычагов власти в столице. А разгромленных в бою мятежников из клана Минамото сурово покарали. Глава клана был казнен, а его 12-летний сын Минамото-но Ёритомо, самый старший из всех детей, был отправлен в изгнание в дальний монастырь на малообжитом в то время полуострове Идзу. Тайра, возведя своего отпрыска на престол, монополизировали все руководящие должности при дворе. Их воины, проводя время в праздности и безделье, теряли боевую выучку. Никто не обращал внимания на угрозу с востока, где набирали силу вооруженные отряды обделенного властью и почетом клана Минамото, группировавшиеся вокруг повзрослевшего и возмужавшего Ёритомо. Скопив достаточно сил, Ёритомо в 1180 г. решил бросить вызов дому Тайра. Недолгим взлетом в эти годы оказалась судьба двоюродного брата Ёритомо Минамото-но Ёсинака. В 1183 году он захватил столичный Киото, но вскоре вышел из доверия у Ёритомо и был убит. На помощь к старшему брату поспешил Ёсицунэ. Он и возглавил поход Минамото на Хэйан. Одержав серию блистательных побед, Ёсицунэ в завершение пятилетней военной кампании нанес войскам Тайра сокрушительное поражение в морской битве при Данноура в Симоносэкском проливе. Судя по хроникам того времени, в ней участвовало свыше ста тысяч человек, а семистам кораблям Минамото противостояли пятьсот кораблей Тайра. Можно было ожидать, что победители воцарятся в столице, вновь запустив маховик придворных интриг и местнических споров. Но Ёритомо поступил иначе. Он заставил императора признать свою верховную власть над восточными районами страны. Там же, в маленькой приморской деревушке Камакура, подальше от столичной суеты, находилась и его штаб-квартира. Выбор места был обусловлен не только близостью его к родовым владениям Минамото, но и уникальными природными условиями: прижатая к морю деревня была со всех сторон окружена горными цепями, защищавшими ставку Ёритомо от нападения врагов. Свою новую резиденцию Ёритомо назвал бакуфу (полевая ставка). Чтобы укрепить властные позиции бакуфу, Ёритомо пригласил к себе на службу ряд наиболее способных, но не добившихся успеха в столице чиновников. Самым влиятельным среди них стал Оэ-но Хиромото, которого еще при жизни называли "мешком мудрости". Усилиями этих советников в Камакуре было создано правительство, по форме теневое, но по сути обладавшее всей полнотой власти в стране. Минамото позволил обитателям Хэйанского императорского дворца продолжать игры в государственное правление, но рычаги реальной власти сосредоточил в Камакуре. Это, кстати, соответствовало типично японскому стилю отправления властных функций, когда сохранялись внешние атрибуты императорской власти, а истинные дела вершились всемогущими регентами, наставниками, канцлерами как бы из-за ширмы. Следуя рекомендациям Оэ-но Хиромото, Ёритомо стал формировать основу централизованного военного правления. От власти устранялись не только бывшие враги, но и недавние друзья и соратники. Ёритомо не нужны были конкуренты. Попал под нож чистки и прославленный полководец Минамото-но Ёсицунэ. Спасаясь от вероломного брата, конфисковавшего его земли, Ёсицунэ с кучкой приближенных сбежал на север, в полупустынный Тохоку, где попытался укрыться у своих недавних противников феодалов из клана Фудзивара. Однако преданный друзьями, внезапно напавшими на него, Ёсицунэ вынужден был покончить жизнь самоубийством. В 1192 г., расправившись со всеми своими врагами, Минамото-Но Ёритомо присвоил себе титул сэйи тайсёгун (великий полководец, покоритель варваров). Войны с айнами, которых постепенно отжимали на север, действительно велись. Но титул сёгуна как верховного военного правителя Японии просуществовал почти семь веков (как в военное, так и в мирное время), вплоть до Реставрации Мэйдзи в 1868 г. Однако неограниченной властью сёгуна Ёритомо наслаждался сравнительно недолго. В 1199 г. он умер, оставив бразды правления своему старшему сыну Ёрииэ. Но и у того сёгунская власть в руках не задержалась. В события вмешалась Масако, вдова Ёритомо, урожденная Ходзё (а клан Ходзё состоял в близком родстве с поверженным домом Тайра). Вместе со своим отцом Токимаса Ходзё вдова Ёритомо заточила заболевшего сына в одном из храмов на полуострове Идзу, передав пост сёгуна его младшему брату Санэтомо. А Токимаса стал при 12-летнем сёгуне регентом. А затем пришла очередь и Санэтомо, злодейски убитого в 1219 г. В результате этих манипуляций мужская линия дома Минамото была истреблена. Сёгуном стал 2-летний (!) младенец из клана Фудзивара. А дела сёгуната в Камакуре с тех пор безраздельно вершили регенты Ходзё. Так продолжалось до 1333 г., когда в результате междоусобных войн Камакурский сёгунат пал, уступив место сёгунату Муромати. Эпоха Камакура была временем суровых войн и становления военного сословия самураев. Подчеркнутый аскетизм воинской жизни ярко контрастировал с изнеженностью и блеском столичного бытия. Это нашло свое отражение в искусстве, культуре и формировании национального характера. Официальной религиозной доктриной сёгуната стало учение буддийского монаха Догэна, проповедовавшего философию дзэн. Простота и внутренняя сосредоточенность этого религиозного течения, самодисциплина, необходимость постоянного духовного и физического самосовершенствования были созвучны представлениям сурового воинства об основах мироздания. Принципы внутренней концентрации дзэн были положены в основу практически всех боевых искусств Японии фехтования, стрельбы из лука, дзюдо и каратэ.

Япония от А до Я. Энциклопедия

EdwART

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины