Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Москвы - мартос иван петрович

Мартос иван петрович

мартос иван петрович

(1754, Ичня Черниговской губернии — 1835, Петербург), скульптор. Учился в петербургской Академии художеств у Н.Ф. Жилле (1764—73), преподавал там же (с 1779, в 1782 получил звание академика, с 1814 ректор Академии художеств). Пенсионер Академии художеств в Риме (1773—79). Жил и работал в Петербурге, выполнив для Москвы ряд принципиально важных памятников. В 1780 — 1800-х гг. особенно много работал в области надгробной скульптуры, подняв этот новый для России жанр на уровень лучших достижений русского классицизма. В Донском монастыре было установлено несколько ранних надгробий — пристенных рельефов, отличающихся гармонически ясной, музыкально-ритмичной композицией, классической простотой, настроением глубокой, сдержанной скорби и особой камерностью передачи человеческих переживаний (надгробия С.С. Волконской, 1782, ныне в ГТГ, М.П. Собакиной, 1782, П.А. Брюс, 1786—90, оба ныне в Голицынской усыпальнице Донского монастыря, все — в мраморе). Мартос посетил Москву в 1808 в связи с заказом бронзового памятника Екатерине II; присутствовал на его торжественном открытии в 1812 в Колонном зале Благородного собрания (ныне в Музее архитектуры имени А.В. Щусева), очевидно тогда же наметив место для будущего памятника К.М. Минину и Д.М. Пожарскому, над проектом которого начал работать с 1804. На основе текста летописи Мартос создал выдержанную в тоне гражданственного пафоса литературную программу, определившую как образное решение отлитой в бронзе двухфигурной скульптурной группы, так и роль «сограждан», отражённую в бронзовых рельефах на гранитном постаменте («Сбор пожертвований К. Мининым», «Изгнание Д. Пожарским поляков из Москвы»). Привезя готовый памятник водным путём из Петербурга в Москву для установки в 1818, Мартос вопреки воле Александра I настоял на заранее выбранном для него месте — в центре Красной площади, лицом к Кремлёвской стене, но ближе к классицистическому зданию Торговых рядов, так, чтобы скульптура смотрелась чётким силуэтом на фоне его главного портика (в настоящее время памятник сдвинут к храму Василия Блаженного). За создание памятника Мартос получил звание действительного статского советника и большую ежегодную пенсию.

Литература: Коваленская Н., Мартос, Москва — Л., 1938; Гофман И.М., И.П. Мартос, Л., 1970; Тимофеева Н.В., Гражданину Минину и князю Пожарскому, «Куранты», в. 2, М., 1987.

Е.М. Ивановская.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1754—1835), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764—73), академик с 1782; преподавал там же (1779—1835, с 1814 ректор). Мастер монументальной и декоративной скульптуры, автор портретов и надгробий, в которых гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность, обаяние и жизненность образов: надгробия Н. И. Панина (мрамор, 1788), Е. С. Куракиной (мрамор 1792), Е. И. Гагариной (бронза, 1803) — все в Музее городской скульптуры, Павла I (мрамор, гранит, 1807) в мавзолее в Павловске; «Источение Моисеем воды в пустыне» (рельеф на аттике Казанского собора, известняк, 1804—07), группа в павильоне «Памятник родителям» в Павловске (мрамор, после 1798), статуя «Актеон» для фонтанов Петергофа (золоченая бронза, 1801), декоративная скульптура для Екатерининского дворца в Пушкине. Наиболее известное произведение М. — памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве (1818). Похоронен на Смоленском православном кладбище, в 1930 х гг. прах перенесён в Некрополь XVIII в. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 ...
Энциклопедия Санкт-Петербурга

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):