Энциклопедия Москвы - шехтель фёдор осипович
Связанные словари
Шехтель фёдор осипович
(1859, Саратов — 1926, Москва), архитектор, живописец, график, сценограф; один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. В 1876—77 учился в МУЖВЗ, где затем преподавал в 1898—1926. Председатель Московского архитектурного общества (1906—22). До конца 1880-х гг. активно занимался сценографией. Архитектурную деятельность начинал помощником московских архитекторов А.С. Каминского и К.В. Терского; с середины 1880-х гг. проектировал усадьбы в Московской, Ярославской и Рязанской губерниях, создавал проекты интерьеров московских особняков, однако право на производство работ получил только в 1893, в период строительства особняка З.Г. Морозовой на Спиридоновке. Шехтель свободно проектировал в формах древнерусского, романского и готического искусства, а также и в других исторических стилях архитектуры (египетском, мавританском, рококо и т.д.). Из проектов в «русском стиле» наиболее примечательны Народный дом (1897), деревянный театр в Сокольниках, типовой деревянный народный театр. Через «готический стиль» особняков, дач, усадебных домов Шехтель вышел к новой объёмно-пространственной системе открытой и динамичной «всефасадности» с расчётом на круговое восприятие, сделав тем самым важный шаг к усвоению архитектурных принципов стиля модерн. Виртуозность планировки проявилась в композиции собственного дома Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896); найденный им принцип построения здания «изнутри наружу» получил последовательное продолжение в доме Рябушинского на Малой Никитской и в доме Дерожинской в Штатном (Кропоткинском) переулке. Принцип свободной компоновки пространственных зон, усиленный живописно-подвижным характером форм в таких элементах, как лестницы, окна, камины, световые контрасты и цветовая насыщенность, стали определяющими для интерьеров его построек. Выразительной образной характеристикой отличаются здание Товарищества А.А. Левенсон в Трёхпрудном переулке и здание МХТ, перестроенное из бывшего театра Лианозова. В неорусском стиле выполнены проект Народного дома (1902), Ярославский вокзал (1902—04), собственная дача в Кунцеве (1905) и дача Левенсона. Неповторимым в проектах Шехтеля было сочетание практичности и утилитарных функций с эмоциональной приподнятостью выражения в собственно архитектурных массах и деталях. В торгово-банковских сооружениях второй половины 1900-х гг. художественно переосмысленными предстали каркасные металло-кирпичные конструкции. С начала 1910-х гг. в творчестве Шехтеля проявилась ретроспективная тяга к классике (собственный дом на Большой Садовой улице, 1909; выставочное здание в Камергерском переулке, 1914) и др. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Литература: Кириченко Е.И., Ф. Шехтель, М., 1973; её же, Ф. Шехтель, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 1, М., 1981.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 588 | |
2 | 572 | |
3 | 553 | |
4 | 544 | |
5 | 541 | |
6 | 532 | |
7 | 530 | |
8 | 529 | |
9 | 528 | |
10 | 517 | |
11 | 516 | |
12 | 507 | |
13 | 487 | |
14 | 483 | |
15 | 469 | |
16 | 465 | |
17 | 454 | |
18 | 450 | |
19 | 437 | |
20 | 431 |