Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Москвы - тон константин андреевич

Тон константин андреевич

тон константин андреевич

(1794, Петербург — 1881), архитектор, академик петербургской Академии художеств (1830). Обучение архитектуре начал в 1803 в петербургской Академии художеств, в 1815—19 работал в Комитете для строений и гидравлических работ. В 1819—28 находился в заграничной командировке, в Риме занимался проектированием в «античном стиле». С 1830 академик петербургской Академии художеств. Постройки Тона в «русско-византийском стиле» значительно повлияли на облик центра Москвы 1840—60-х гг. В 1832 представил проект, а с 1839 возглавил строительство храма Христа Спасителя (освящён в 1883). В 1837 в составе группы московских мастеров ему было поручено составление проектов Большого Кремлёвского дворца и Оружейной палаты, в которых композиционными и стилевыми средствами Тон подчеркнул связь с национальным прошлым — древними храмами и дворцами Кремля (живописно-свободная планировка ансамбля, сводчатые и купольные перекрытия, декоративные аналогии с архитектурными формами XVII в.). По проекту Тона сооружена колокольня Симонова монастыря (заложена в 1835; к излучине Москвы-реки вынесена по проекту Н.Е. Тюрина). Вариантом композиционного типа кремлёвских построек стало здание Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала в Москве (1845—52), с равномерным членением стен измельчёнными декоративными деталями — арочками, колонками, гирьками. В стиле классицизма Тон построил здание Малого театра (1840) и Инвалидный дом в Измайлове. В московских постройках наиболее активно проявились стилевые и конструктивные поиски Тона, определившие масштаб его творчества как одного из крупнейших архитекторов середины XIX в.

Литература: Кириченко Е.И., К. Тон, в сборнике: Зодчие Москвы, в. 1, М., 1981; Славина Т.А., К. Тон, Л., 1989.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1794—1881), архитектор, теоретик архитектуры. Учился в АХ (1803—15), академик с 1830; преподавал там же (с 1830), в 1854—71 ректор архитектуры. В 1819—28 пенсионер АХ в Италии и Франции. С 1833 член Комитета строений и гидравлических работ. Проектируя перестройку и отделку парадных залов АХ (1829—37) и гранитную пристань «со сфинксами» у здания АХ (1832—34), продолжал традиции архитектуры русского классицизма, но одновременно выступил и как создатель «русско-византийского» стиля (проект Екатерининской церкви в Петербурге, 1830), получившего личное одобрение Николая I и статус «официального» стиля русской архитектуры. В постройках Т. высокое качество строительных и отделочных работ, использование передовых конструктивных решений сочетались с сухостью деталировки, монотонностью, часто невысокой выразительностью общей композиции: Введенская церковь Семёновского полка на Загородном проспекте (1839—47, не сохранилась), Николаевский вокзал (ныне Московский вокзал; 1844—51). В 30 е гг. руководил установкой у Казанского собора памятника М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, исполненных скульптором Б. И. Орловским. Крупнейшие постройки Т. были созданы в...
Энциклопедия Санкт-Петербурга

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):