Поиск в словарях
Искать во всех

Древний мир Энциклопедический словарь - будда

Будда

будда
Будда

 в буд. миф. человек, достигший наивысш. предела духовн. развития, антропоморфный символ, воплощ. в себе идеал предела духовн. развития. Б. имеет мн. параллельных терминологич. наименов., как, напр., татхагата («так пришедший»), сугата («в добре пришедший»), джина («победоносный»). Первонач. словом «Б.», обознач., по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о др. Б. В ранних текстах «Типитаки» упомин. шесть Б., к-рые появ. до Шакьямуни, в «Буддхавансе» их число возросло до 24. Первыми среди них счит. Дипанкара (при нем, согл. мифу, Шакьямуни принял решение стать Б.); Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха), Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). По представл. миф. хинаяны, Б. всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; в жизни, в к-рой ему предназнач. стать Б., он имеет махапуру-шалакшану; после нирваны (т.е. состояния Б.) он может остаться жить в человеч. облике до конца кальпы. Функция Б. — проповедь дхармы (учения, при помощи к-рого можно достичь нирваны). В миф. махаяны число Б. возрастает до бесконечности. Каждый Б. имеет свою буддакшетру, к-рая находится в определен. месте в пространстве и во времени (самые известные среди них абхирати и сукхавати). По миф. махаяны, Б. могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает). Функ-цией Б. явл. проповедь дхармы в их же буддакшетрах, но, кроме того, они могут оказывать помощь страдающим в др. буддакшетрах. В текстах махаяны делаются первые попытки систематизир. пантеон Б. в соотв. с их буддакшетрами. В миф. ваджраяны число Б. тоже счит. бесконечным, но в практике созерцания число Б. огранич. пятью т.н. дхьяни-буддами (букв. «буддами созерцания») и соотв. им пятью земными Б.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.

В. Д. Гладкий.

1998.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — существо в буддизме, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к спасению. В этом широком значении Б. может стать каждое человеческое существо в результате накопления добродетелей. В более узком смысле Б. — имя основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы, прозванного после «просветления» Буддой Шакья-Муни. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины