Поиск в словарях
Искать во всех

Древний мир Энциклопедический словарь - марс

Марс

марс
Марс

 Маворс, Марспитер — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первонач. возгл. рим. пантеон (Юпитер, М. и Квирин). Ему был посвящен март — первый месяц календаря, когда совершался обряд изгнания зимы. М. были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонич. трехглавый); эти животные, по преданиям, вели родивш. весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящ. М., указывая им места для поселений. М. сопровождал идущих на войну воинов. По нек-рым преданиям, он был наделен тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонич. богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. Как и богу лесов Сильвану, М. приносилась в лесу жертва — бык. Как отец Ромула, М. был родонач. и хранителем Рима.

 Вместе с тем храм М. как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруж. войско не должно было входить на терр. города. Символом М. было копье, хран. в жилище царя — регии, где помещалось также двенадцать щитов, один из к-рых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник. Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копье и щиты, взывая к М. Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизв. их движение. Хранителем этих святынь была жреч. коллегия салиев, выносивших на праздники М. его щиты и исполнявших в его честь воин. пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон воен. походов церемонии очищения коней, оружия, муз. инструментов.

 Когда кончались воен. действия, М. приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украш. хлебами, водруж. либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очист. силу, хранилась в регии и храме Весты. Женой М. считалась отожд. с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первонач. «Доблесть М.» В 366 до н.э. М. был посвящен храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад. В центре форума Август посвятил роскошный храм М.-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи М. часто изображ. на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В зап. провинциях с М. часто отожд. боги племенных и терр. общин, и он наделялся эпитетами, производными от назв. племен и поселений (напр. М. Латобий — от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, М. Тингс (т.е. бог тинга — нар. собрания) на Рейне и т.д.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.

В. Д. Гладкий.

1998.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — бог войны в римском пантеоне, почитали как отец римского народа, охранитель полей и стад, позднее — покровитель конных состязаний. Жрецами М. были салии. Тот же термин обозначает площадку в верхней части мачты для наблюдения, установки прожекторов, навигационных приборов, на парусных судах — для управления парусами. ...
Исторический словарь
2.
  Марс (лат. Mars) в римской религии сын Юпитера и Юноны. Вместе с отцом и Квирином входил в троицу главных италийских богов. Вначале М. был покровителем полей и стад; в его честь первый месяц римского года был назван мартом. Впоследствии он стал почитаться как бог войны (отождествлялся с греческим Аресом); считался отцом Ромула и родоначальником римлян. На Марсовом поле, где был сооружен храм М., проходили смотры кавалерии. Культом М. ведала специальная коллегия жрецов салиев. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001) * * * Бог войны у римлян. В древности Марс был также связан с земледелием, считалось, что он мог наслать гибель урожая или, наоборот, сделать его богатым, однако в более поздние эпохи Марс отождествлялся с греческим Аресом. Любовь Марса к Венере очень рано стала рассматриваться в качестве художественного сюжета, о чем говорят фрески в Помпеях. В эпоху Возрождения Марс и Венера были символами Борьбы и Любви, в союзе которых рождается Гармония. Марс считался покровителем...
Античный мир Словарь-справочник

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины