Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - дельфы

Дельфы

дельфы
Дельфы

(греч. Delphoi)

 город у подножия горы Парнас в юго-западной части Фокиды (Сред. Греция), религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона, упоминавшимся еще Гомером (Илиада. IX, 404-405), в VII-VI вв. до н.э. получил общегреческое признание. В начале VI в. до н.э. в Д. начали устраивать один раз в четыре года Пифийские игры. Храм оказал большое влияние на развитие общественно-политической мысли: к его оракулу обращались за советом самые известные люди ойкумены; жрецы, собирая сведения о различных государствах благодаря широкой сети агентуры, весьма активно использовали свою осведомленность при составлении оракулов. Благодаря этому они могли влиять на политическую жизнь греческих полисов. О роли, которую играли дельфийские жрецы не только в политической жизни эллинов, но и негреческих государств, свидетельствует рассказ Геродота о лидийском царе Крезе, собиравшемся идти войной на персов и вопрошавшем об этом дельфийского оракула (I, 50 53). В 548/47 г. до н.э. дельфийский храм, построенный легендарными беотийскими зодчими Трофонием и Агамедом, сгорел; на его месте был воздвигнут новый, руины которого сохранились и по сей день.

 «Храм Аполлона в Дельфах, писал Юстин (XXIV, 6), расположен у горы Парнас, на скале, крутой со всех сторон; приток людей создал там город, и люди, стекаясь отовсюду для прославления бога, обосновались на скале. Таким образом, храм и город защищены не стенами, а крутыми утесами не искусственными, а естественными укреплениями, а потому трудно решить, неприступность ли места или величие бога заслуживает большего удивления».

 Официально храм был закрыт при императоре Феодосии I в 309 г. н.э. Раскопки на территории Д. ведутся с 1892 г.

 Глускина Л.М. Дельфийский полис в IV в. до н.э. // Античная Греция: проблемы развития полиса: В 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 43-72; Соколов Г.И. Дельфы. М., 1972; Defradas J. Les themes de la propagande Delphique. Paris, 1954; Parke H.W. A history of the Delphie Oracle. Oxford, 1939; Themelis P.G. Delphi: The archeological city and the museum. Athena, 1983; Vanderberg P. Das Geheimnis der Orakel. Leipzig, 1981. S. 122-186.

 (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)

 * * *

 общегр. святилище с оракулом Аполлона в Фокиде (Центр. Греция). Основано в микен. время как оракул Геи и Посейдона, называлось Пифон. По мифу, Гея передала святилище Фемиде, та Аполлону. Календарь Д. критского происхождения. По нему Пифийские игры имели снач. девятилетний цикл, затем стали отмечаться в каждый третий год Олимпиады. Оракул в Д., первонач. раз в году, давал предсказания устами Пифии, текст их расшифровывался жрецом-пророком. Комплекс Д. делился на свящ. участки Аполлона и Афины и город: гимнасий с палестрой, Кастальский источник, стадион и некрополь, предместье. Участок Аполлона располагался на неск. террасах, соединенных Священной дорогой с памятниками и сокровищницами по сторонам. Древнейшая сокровищница-коринфян (VII в. до н. э.). Сохран. храм Аполлона (дорич. периптер) был построен в IV в., в известняке, перед входом были начертаны изречения семи мудрецов. Перед ним алтарь Аполлона, где испрашивалось разрешение на обращение к оракулу. Адитон, видимо, имел подземную часть, где находились омфал «пуп земли», статуя Аполлона и треножник Пифии.В сев.-зап. углу участка располагался театр на 5000 зрителей. Свящ. участок Афины Пронайи, также на террасах, основан в микен. вр. Он включал храм Афины VI в., разрушенный землетрясением, и новый, IV в. дорич. периптер без опистодома, частично сохран. Свящ. дорога также соединяла храмы, сокровищницы и толос.

 Лит.: Михайловский К. Дельфы. Варшава, 1977;

 Е.А.С.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Дельфы  город и религ. центр Др. Греции (у подножия горы Парнас в юго-зап. Фокиде). Д. возникли вокруг храма Аполлона Пифийского и находивш. при нем Дельфийского оракула, игравших большую роль в политич. и религ. жизни Др. Греции. В Д. происходили знаменитые «пифийские» игры — состязания певцов, музыкантов, атлетов, конские бега. Эти игры, а также дела святилища Аполлона находились в ведении совета амфиктионов, состоявш. из представителей ряда греч. общин. Расцвет Д. относится к 6 — 5 вв. до н.э., когда Д. оформились как храмовая община. В результате приношений и даров в Д. скопились богатейшие сокровища и произв. иск-ва, к-рые в 4 в. до н.э. были разграблены фокейцами, затем в 1 в. до н.э. Суллой. С 4 в. до н.э. Д. постепенно теряют свое политич. и экономич. значение, но сохраняют роль религ. центра приблизит. до 390, когда был закрыт храм с Дельфийским оракулом. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998. ...
Древний мир Энциклопедический словарь
2.
  древнегреческий город в Фокиде, религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона. В 76 вв. до н.э. Дельфы приобрели роль общегреческого святилища. С начала 6 в. до н.э., после т.н. Священной войны, в Дельфах стали происходить один раз в четыре года Пифийские игры. На это время устанавливалось священное перемирие, в Дельфы стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами и новостями. Влияние Дельф начало ослабевать уже с конца 5 в. до н.э. В 80-е гг. 1 в. до н.э. Дельфы были разграблены фракийцами. В конце 1 в. н.э. храм в Дельфах был восстановлен. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины