Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - гораций квинт флакк

Гораций квинт флакк

гораций квинт флакк
Гораций, Квинт Флакк

(Quintus Horatius Flaccus)

(65 8 до н.э.)

 римский поэт эпохи принципата Августа, сын вольноотпущенника. После убийства Ю. Цезаря стал на сторону республиканцев; в 42 г. в битве при Филиппах, закончившейся неудачей последних, бежал с поля боя. После объявления амнистии стал писарем при квесторе, а в 38 г. вошел в кружок Мецената. Г. автор «Эпод», двух сборников сатир (сатур), трех книг лирических «Стихотворений», од. По тематике и жанровым разновидностям они очень разнообразны политические и философские раздумья, любовная лирика, интимные стихотворения и пр. Известна также его книга «Послания». Г. один из наиболее популярных поэтов в эпоху Возрождения, по мотивам его «Памятника» (Оды. III, 30) создали стихотворения Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А. Мицкевич, А.А. Фет, В.Я. Брюсов, М.Т. Рыльский и др.

 Античная лирика / Сост. и примеч. С. Апта и Ю. Шульца. М., 1968. С. 370-426; Гораций Квинт Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания / Пер. с лат., вступ. ст. М. Гаспарова. М., 1970; Гаспаров М.Л. Политический смысл сатир Горация // ВДИ. 1960. № 2; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 381-417.

 (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)

 ***

 Римский поэт. Сын вольноотпущенника, родился в Апулии, получил разностороннее образование в Риме и Афинах. Сражался на стороне республиканцев в битве при Филиппах и вернулся с войны без гроша в кармане. Начал писать стихи, сблизился с кругом Вергилия и перешел под покровительство Мецената. До нас дошли все известные произведения Горация "Послания", "Беседы", "Искусство поэзии", "Эподы". Они представляют Горация как весьма привлекательного человека своей эпохи терпимого, наблюдательного, обладающего тонким чувством юмора и ценящего блага жизни. В то же время, как никакой другой римский поэт, Гораций понимает суть дионисийского экстаза (см. "Оды", 2.19; 3.25). Гораций мастерски сочетает латинские и греческие стихотворные размеры, особенно в "Одах", тщательно подбирает слова и всегда иронизирует над самим собой: все это составляет его так называемую "скрупулезную плодовитость", которая сделала его классиком литературы уже век спустя после смерти.

 (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

 * * *

 рим. поэт. Род. в Венусии, в семье вольноотпущенника. Переехав в Рим, обучался у грамматика Орбилия; затем отправился в Афины, где занимался гр. поэзией и философией. В 44 примкнул к прибывшему в Афины Бруту, к-рый вербовал людей для защиты республиканского строя, и получил звание военного трибуна. После поражения Брута при Филиппах в 42 вернулся в Рим. Имение Г. в Венусии было отдано ветеранам Цезаря, и для получения средств к существованию он был вынужден вступить в коллегию квесторских писцов. К этому вр. относится начало его лит. деятельности. Благодаря Вергилию Г. вошел в кружок Мецената, подарившего ему имение в Сабинских горах, где поэт провел бол. часть своей жизни. Г. старался держаться как можно дальше от двора и даже отказался от предложенной ему должности секретаря Августа.

 Лит. наследие Г. включает в себя: «Эподы» (31-30); 2 кн. «Сатир» (35 30); «Оды» (23); 2 кн. «Посланий» (20-14); «Юбилейный гимн» (17). Самыми ранними произв. Г. явл. «Сатиры» и «Эподы», точный хронолог, порядок написания к-рых трудно установить. Сб. эподов 17 стихотв., напис. ямбами. В кач-ве образца Г. использовал произв. Архилоха, у к-рого перенял метрич. форму. По содержанию эподы стихотв. на темы совр. Г. действительности, в части, на политические. Открывается сб. посвящением Меценату. Эподы проникнуты протестом против непрекращающихся гражд. войн. Г. не очень верит в наступление в Риме «золотого века»; спасение от царящего везде ужаса поэт видит на «островах блаженных», существующих лишь в его воображении. В лице Августа Г. прославляет гос. деятеля, способного подарить стране мир и спокойствие. Нек-рым стихотв. присущ элемент пародии, наиболее ярко проявившийся в VI эподе, где возвышенное опис. прелестей сел. жизни оказывается вложенным в уста жадного ростовщика. В XI эподе дается пародия на любовную элегию. Ряд эподов посвящен лит. взглядам Г. Нередко критике подвергается не отд. лицо, а обществ, явление: так, Г. выступает против колдовства, против бывших рабов, сумевших благодаря своей хитрости проникнуть в высшее общ-во. Подобные эподы очень динамичны, по форме напоминают мим, т. к. в них нередко присутствуют насмешка и брань.

 Между 35 и 30 Г. выпускает 2 кн. «Сатир», или «Бесед», напис. гексаметром. Поэт ставит целью обновить в соотв. с новыми эстетич. требованиями жанр сатиры, сложившийся еще в твор-ве Луцилия. 1-я кн. включает 10 стихотв. и посвящена Меценату. В связи с крушением Республики решающее знач. для Г. приобретает проблема личного счастья. Поэтому он воспевает уход в частную жизнь, смеется над стремлением к богатству и власти. В форме сатир прослеживается связь с диатрибой. Среди стихотв. 1-й кн. надо отметить 4-е и 10-е, в к-рых поэт рассуждает на лит. темы: о направленности сатиры, требованиях к форме поэт, произв. Др. сатиры 1-й кн. посвящены разл. эпизодам из жизни Г., а также обличению таких пороков, как зависть, жадность, честолюбие, расточительность и др. Осуждая эти недостатки, поэт призывает тем не менее снисходительно относиться к челов. слабостям. 2-я кн. сатир состоит из 8 стихотв. Здесь ослабевает персональная направленность, произв. Г. носят обобщенный характер. Преобладает диалог, форма, причем поэт чаще всего играет роль пассивного слушателя. Он прославляет старые добрые времена, к к-рым так хотел вернуться Август. Говоря о том, что только в деревне он сможет обрести душевный покой, Г. хочет отстоять свою независимость от власть имущих. Сатиры Г., имея в целом тон непринужденной беседы, блещут разнообразием стил. оттенков.

 Переход к лирике, наметившийся еще в эподах, ознаменовался выпуском 3 кн. «Стихотворений», или «Од» (23) (1-я кн. 38 од, 2-я кн. 20, 3-я кн. 30). К ним по просьбе Августа Г. позже (13) присоединил 4-ю кн., состоявшую из 15 од и прославлявшую воен. подвиги Тиберия и Друза пасынков императора. Беря за образец Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. гр. поэтов, Г. перенес размеры гр. лирики на рим. .почву. Всего в одах использовано 12 стихотв. размеров. По форме оды Г. чаще всего обращение к к.-н. человеку или предмету. Тематика стихотв. не нова: гимны богам, политика, философия, любовь, дружба и др. Г. проповедует идеал безмятежного пользования радостями жизни, требование во всем «золотой середины», придерживаясь к-рой можно избежать превратностей жизни, призывает не задумываться о будущем. Дерзкие и смелые подвиги Г. не привлекают, т. к. они несут людям страдания. Хотя смерть вносит разлад в гармоничность мира, Г. учит спокойно воспринимать ее как неизбежное. Лично для себя он видит бессмертие в поэзии, о чем говорит в оде «К Мельпомене» (III, 30). Стихотв. на любовные темы отличаются от произв. рим. элегических поэтов, посвящ. свои произв. одной возлюбленной. Чувства Г. поверхностны и неглубоки, любовь для него не главное. В любовной лирике мелькают имена мн. женщин, лишенных индивидуальности. В форме этих стихотв. прослеживается связь с традициями эллин, поэзии: они написаны изящным слогом, с использованием богатого арсенала любовной лирики. В одах на социально-полит, темы прославляется принципат и сам Август, к-рого Г. изобразил однажды в образе Меркурия. Поэт пытается совместить мир личных чувств отд. человека с требованиями гос-ва, восстановить единство между ними. В отличие от Катулла, он стремится не столько раскрыть свой внутр. мир, сколько повлиять на мировоззрение читателя. Оды Г., небол. по объему, отличаются законченностью мысли, содержательностью, четкостью стиля. В 17 Г. пишет по поручению Августа «Юбилейный гимн» в связи с празднованием «Вековых игр» в честь наступления «нового века» в истории Рима. В этом гимне, посвящ. Аполлону и Диане, поэт обращается к богам с мольбой об укреплении города и процветании Августа. Посл. период твор-ва Г. ознаменован выходом в свет 2-й кн. «Посланий» в гексаметрах (в 20 и между 19 и 14). 1-я кн., состоящая из 20 посланий, посвящена разл. филос. темам и по направленности близка к сатирам. 2-я кн. включает в себя 3 послания: «К Августу», «К Флору» и «Послание к Писонам», или «Об искусстве поэзии». В послании «К Флору» Г. жалуется на непостоянство вкусов читателей и на хвастливых поэтов. В послании «К Августу» подчеркивается культурное и моральное знач. поэзии, ведется полемика с архаистами. «Послание к Писонам» (близкому лит. аристокр. семейству) явл. памятником рим. литературной критики. Здесь разбираются вопросы о значении поэзии, таланте и иск-ве, единстве формы и содержания, языке, роли критики, о традиции. Г. использует трактат эллин, теоретика Неоптолема «О поэзии», но насыщает послание собств. мыслями, дает советы в форме непринужденной беседы, легко переходя от одной темы к др. По мн. автора, поэт должен быть образованным и мыслящим человеком, чему надо учиться у греков; необходимо также профессиональное мастерство, достигаемое упорным трудом. Поэту следует тщательно работать над языком, к-рый должен полностью соответствовать избр. жанру. Неотъемлемой частью любого произв. иск-ва должны быть единство, простота и цельность, чему Г. и следует во всех своих стихотв., не признавая смешения стилей.

 Е.О.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины