Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - лукиан

Лукиан

лукиан
Лукиан

(греч. Lukianos)

(ок. 120 после 180 н.э.)

 греческий сатирик и ритор, выходец из Самосаты (Сирия); оставив работу резчика, занялся философией и риторикой; посетил Галлию, Рим, ряд городов Эллады, долго жил в Афинах; на склоне лет занял пост начальника императорской канцелярии при римском наместнике в Египте. Творческое наследие Л. насчитывает более 80 произведений; особенно популярными были «Разговоры богов», в которых Л. пародирует античные верования и мифы, за что Ф. Энгельс назвал его «Вольтером классической древности». Изображение Л. олимпийских богов достигло в этом сочинении предельного антропоморфизма. Л. выражал не только сомнение в нравственной правоте богов и богинь, но открыто насмехался над ними; напр., Зевс в его изображении мелочен, труслив, жесток, похотлив и ревнив. Своеобразным антиподом «Разговорам богов» является другое сочинение Л. «Разговоры гетер». Если боги прятали свои неблаговидные поступки за олимпийским величием и патетическими словами, гетеры ничем не приукрашивали своих поступков и в отличие от богов оказывались добрыми и справедливыми.

 В трактате «Как следует писать историю» Л. выступил как теоретик исторической мысли, подвергнув критике подражательный и эпигонский характер исторических сочинений.

 Лукиан. Собр. соч.: В 2 т. / Пер. под ред. Б.Л. Богаевского. М.; Л., 1935; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 219-241; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 294-305.

 (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)

 * * *

 Греческий писатель. Родился в городе Самосате, расположенном на берегу Евфрата, изучал философию в Афинах и затем много путешествовал и выступал публично. Лукиан был метким сатириком и в своих произведениях высмеивал глупости и предрассудки своего времени. Будучи знаком с сократическим диалогом, старой и новой комедией (то есть с Аристофаном и Менандром) и сатирой Мениппа, Лукиан на их основе создал новый сатирический жанр, который позже стали называть "лукианическим диалогом". В некоторых своих диалогах ("Диалоги богов", "Диалоги гетер", "Диалоги в царстве мертвых") Лукиан ставит под вопрос общепринятые представления о жизни души после физической смерти, в других критикует христианский фанатизм, причем эту критику, отвергаемую многими апологетами христианства, ценили Эразм Роттердамский и Томас Мор.

 Лукиан был любимым греческим автором Рабле. "Истинные истории" Лукиана его пародия на неправдоподобные рассказы путешественников стала прообразом "Путешествия Гулливера" Свифта. Своей репутацией богохульника Лукиан обязан Шелли.

 (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

 * * *

 грекоязычный писатель сирийского происх. Род. в Самосате в семье бедного ремесленника. Получив общее и ритор, образование, начал лит. карьеру как странствующий декламатор. Впосл. Л. изучал философию, но не примкнул ни к одному из филос. направлений. В кон. жизни Л. получил должность имп. судейского чиновника в Египте. Под именем Л. сохранилось 84 соч., нек-рые из них считаются подложными. Ранние произв. Л.: «Лишенный наследства», «Тираноубийца», две речи в защиту тирана Фаларида представляют собой ритор, упражнения. В 1-й период твор-ва были написаны также две пародийные речи: «Похвала мухе» и «Суд гласных». 1-я явл. пародией на энкомий, 2-я на судебное красноречие. Хотя Л. еще не разочаровался в риторике, сатир, элементы в этих речах очевидны. Новый этап твор-ва Л. отмечен переходом от ритор, упражнений к форме диалога. Об этом говорит сам писатель в позднем автобиогр. соч. «Дважды обвиненный». В этот период создаются «Разговоры богов», «Прометей, или Кавказ», «Морские разговоры», «Разговоры гетер». В первых 3 соч. поведение олимпийцев изобр. предельно обыденным, чем дискредитируется утратившая свой авторитет старая религия. Зевс предстает мелочным, трусливым, жестоким, похотливым. В «Разговорах гетер» автор обращается к теме бедности и челов. достоинства. Честная бедность противопоставляется богатству в «Тимоне, или Мизантропе». Соч. «Учитель красноречия» и «Лексифан, или Краснобай» знаменуют окон, разрыв с риторикой. В период филос. исканий Л. пишет диалог «Гермотим, или О выборе философии». Эпикурейцы, перипатетики, стоики, платоники получают здесь самые нелестные характеристики, лишь киники избегают этой участи: учение киников в наиб, мере отвечало запросам рационалистически мыслящего Л. В диалогах «Менипп» и «Икаро-менип», или Заоблачный полет» насмешки в адрес филос. школ вложены в уста писателя-киника Мениппа. Философы-киники выступают как положительные герои в «Разговорах в царстве мертвых». Киническая «нравственная автономия» и отказ от желаний проповедуются в двух др. диалогах: «Переправа, или Тиран» и «Зевс уличаемый». Соединив филос. диалог и комедию, Л. подводит итог своему твор-ву в ответе «Человеку, назвавшему, автора Прометеем красноречия». В этом соч. отразились сомнения Л. в справедливости филос. положений киников. Тогда же было написано письмо «О кончине Перегрина» о шарлатане Перегрине, добившемся под­держки и популярности у христиан, к к-рым Л. относится как к легковерным простакам. К этому соч. примыкает разоблачительное жизнеописание «Александр, или Лжепророк». В диалоге «Сновидение, или Петух» Л., в духе Эпикура, утверждает, что челов. блаженство заключается в безмятежности духа и удовлетворении естеств. потребностей. В трактате «Как следует писать историю» Л. выступает против подражательности истории, ложной красивости, искажения фактов ради восхваления начальников. «Правдивая история» особый вид лит. критики, сатира на жанр фантаст, путешествий. Пародийное соч. «Л у кий, или Осел» направлено против совр. Л. бессодержательной лит. В диалоге «Парасит» и рассуждении «О философах, состоящих на жаловании» высмеивается психология прихлебательства. В старости Л. вновь принимается за декламации. Появляются 2 пародии на гр. трагедию: «Трагоподагра» и «Быстро­ног». Для последнего периода твор-ва Л. характерно увлечение лит. техникой. Язык Л. отличается ясностью и подвижностью. Л. приобрел известность прежде всего как критик религ:, филос. и худож. взглядов прошлого.

 Р.3.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Лукиан   (ок. 120 — после 180) — др.-греч. сатирик. Уроженец Самосаты в Сирии. Был странств. ритором примерно до 150, долго жил в Афинах, занимаясь лит. трудом, в старости занял высокий пост на императорской службе в Египте. Соч. Л. (под его именем дошло до нас 84 произв., но часть их заведомо подложна) — ценный источ. по истории обществ. мысли и быта вост. провинций Рим. империи 2 в. Они свидет. о тяжелом кризисе рабовлад. общества, прежде всего в обл. идеологии. Сатира Л. атеистична в подлинном смысле слова: он беспощадно осмеивал все религ. направления («О кончине Перегрина», «О сирийской богине», «Совет богов» и др.). Предметом сатиры Л. была и антич. философия, риторика, лит-ра. Ближе всего Л. учение киников, но и в нем он разочаровался («Рыбак», «Продажа жизней»). Л. сравнивал себя со случайным зрителем в театре, для к-рого жизнь — только сцена, а люди со всеми их страстями и надеждами — смешные комедианты. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998. ...
Древний мир Энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины