Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - мозаика

Мозаика

мозаика
Мозаика

 изображение из мелких камешков (галька) или кубиков (тессеры), однотонных или цветных, уложенных на раствор; украшала полы, иногда стены и своды жилых, обществ., культовых сооружений. М. из керамики известна в странах Др. Востока в IV II тыс. В Др. Греции М. из гальки, орнаментальные, затем фигурные, распространяются с IV в. до н. э. (Олинф, Пелла, Ольвия). В III I вв. гальку сменяют тессеры разноцветного мрамора и стекловидной массы (смальты). Тессеры очень малых размеров (до 400 шт. на 10 см ) и тончайших оттенков позволяли мастерам, часто копировавшим произв. живописи, передать светотеневую моделировку и колористическое богатство оригинала. Темы эллин. М. мифолог., ист. (Александра мозаика), пейзаж, натюрморт (Сосий, «Невыметенная столовая»). Широко распространена М. в рим. время. Повторение одних и тех же композиций в разных районах Империи говорит о существовании спец. альбомов образцов. Характер, размеры, конфигурация помещения определяли выбор и компоновку узоров орнаментальных для вестибюля, сюжетных для парадных комнат, перистилей, терм. Фигурная композиция эмблема окружалась рамкой из растительных или геометр, узоров. Кроме цветных были популярны черно-белые М., восходящие к цементным полам рим. домов III I вв. Во II в. н. э. М. часто копируют эллин, образцы (Сосий, «Голуби на вазе»), в III нач. IV в., наряду с мифолог., популярны сцены состязаний, охоты, рыбной ловли, сельских работ (термы Каракаллы, Пьяцца Армерина). Особое распространение М; получила в рим. провинциях Сирии и Сев. Африке (Антиохия, Апамея, У тика). Традиц. сцены дополняются изображениями мотивов и фигур, характерных для этих мест (т. н. нильский пейзаж). В поздних М. (IV в.), как и в живописи, постепенно начинают преобладать христ. мотивы и сюжеты.

 Лит.: Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М., 1979. С. 165 216; ЧубоваА. Я. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985.

 О.Т.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Мозаика  изображ. или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес. на декорируемую поверхность слое известков. раствора. Затем мозаичная поверхность подвергается полировке. В классич. период в Греции под влиянием др.-вост. образцов также получили распростр. мозаичные узоры и надписи (первонач. выполненные галькой на полах). В период эллинизма стали создавать многоцветные мозаичные композиции (М. «Александр Македонский», М. из Гефестиона в Пергаме, «Всадник на тигре» с о. Делос, М. Диоскорида). Дальнейшее развитие техника М. получила в Др. Риме, о чем свидет. как помпейские М., так и М. из Пренесты (ландшафты долины р. Нил). М. пользовались популярностью в самых различ. пров. Рим. империи (Галлия, Германия, Паннония, Сев. Африка, Сирия). Высокого совершенства М. достигла на первых этапах развития хрис-тианства и в ранневизант. период (равеннские М.), когда мозаич. изображения исполнялись на стенах и сводах церквей. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998. ...
Древний мир Энциклопедический словарь
2.
  — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий, подземных галерей в метро и др. Возникла в античную эпоху. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины