Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - образование античное

Образование античное

образование античное
Образование античное

 система обучения и воспитания, сложившаяся в древ. мире. Состояла из трех ступеней: 1) нач. школа; 2) сред, (граммат.) школа гимнасий; 3) вые. ступень обучения, к-рая лишь условно может быть названа школой. Целью высшего О. было изучение риторики, к-рое начиналось еще на сред, ступени, «у грамматика», а затем продолжалось «у ритора», и философии, понимаемой как совокупность челов. знаний. При этом в Греции на первое место выдвигались занятия философией, в Риме -риторикой. Были и др. различия, объясняемые, в частн., тем, что в Греции высш. О. складывалось стихийно, в зависимости от личности преподающего; Рим же заимствовал систему О. у греков и, произведя отбор, приспособил его к своим условиям.

 В Греции в архаич. и классич. период афинские юноши, окончив гимнасий, поступали в эфебию (гр. эфеб юноша), где в теч. 2 лет, от 18 до 20, проходили воен. подготовку. На этом заканчивалось их образ. Высш. О., понимаемое как дальнейшее приобретение и углубление знаний и развитие интеллекта, возникло на рубеже V-IV вв. и связано с движением софистов, к-рые за плату обучали иск-ву красноречия и иск-ву спора (эристике). Софисты старшего поколения: Протагор, Горгий, Продик и др. больше внимания уделяли ораторскому иск-ву, т. к. сами были первокласс. ораторами. При этом каждый из них учил «по своему образу и подобию»; единого канона оратор, иск-ва не было. Софисты мл. поколения: Фрасимах (2-я пол. V в.), Калликл (1-я пол. IV в.) и др. больше внимания уделяли эристике, поскольку учили практическому умению вести прения в нар. собрании и в судах. У софистов не было ни постоянных помещений, ни пост, учеников. Их осн. методом обучения были беседы с учениками. В это же время педагог, деятельностью занимался Сократ; постоянно окруженный учениками, он беседовал с ними на площадях и на улицах. Сократ был непревзойденным учителем эристики, одн. его методика лишь внешне напоминала приемы обучения софистов. Расхождение коренилось в целях обучения: софисты готовили учеников к практической деятельности; для Сократа целью О. было моральное усовершенствование. С т. зр. Сократа, практ., в части, государственная, деятельность могла быть следствием морального усовершенствования. Т. о., Сократ решал лишь этич. проблемы. Особое место в др.-rp. просвещении занимал Исократ, к-рый открыл в Афинах (ок. 390) оратор, школу. В центре обучения в ней стояла философия, понимаемая в шир. смысле. Фактически преподавались: риторика, грамматика, мифология, история, юриспруденция, этика, логика и собст. философия. Обучал Исократ и прак. красноречию. Школа Исократа, несмотря на высокую плату, была очень популярна.

 Наряду с ритор, школой Исократа в Афинах в IV в. действовали еще 4 филос. школы: Академия Платона (осн. в 388); Ликей Аристотеля (335); «Сад Эпикура» (306); школа стоиков («Стоя»), основанная Зеноном ок. 300. Эти филос. школы существовали в теч. всего антич. периода, породив многочисл. направления и ответвления.

 В Риме гр. образоват. система начала распространяться со II в. до н. э. и оконч. утвердилась в I в. до н. э. Заключ., высшим этапом было обучение у ритора. Первонач. риторику преподавали гр. учителя. Лат. ритор, школы утвердились только при Цезаре. Огромную роль в формировании лат. риторики сыграл Цицерон, к-рый изложил ее теор. основы и перевел на лат. язык гр. термины. В I в. н. э. Квинтилиан разработал подробную программу преподавания в ритор, школе. Учеба у ритора была продолжением учебы у грамматика, но на более высоком уровне. Одновр. с изучением теории оратор, иск-ва и упражнений в нем шло изучение юриспруденции, а также чтение и подробный анализ произв. рим. историков (при этом гл. внимание уделялось примерам из героич. прошлого) и ораторов, особенно Цицерона. Вершиной учебного процесса являлись публичные декламации в присутствии всего класса, родителей и др. приглашенных. Декламации делились на свасории (монологи-убеждения на к.-н. мифолог, или ист. сюжет) и контро-версии выступления с речами в вымышленном судебном процессе с участием двух учеников, игравших роли обвинителя и защитника.

 Ни философия, ни математика в Риме не изучались. Для завершения О. богатые и знатные римляне на 2 3 года отправлялись в Грецию.

 Лит.: Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940; Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М., 1964.

 Н. К.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины