Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - пиндар

Пиндар

пиндар
Пиндар

(греч. Pindaros)

(ок. 520 442 до н.э.)

 фиванский поэт, с именем которого связан высший этап в развитии греческой лирики. Свою славу П. заслужил песнями в честь победителей общегреческих состязаний олимпийских, пифийских, истмийских, немейских игр. В этих песнях прославлялся род победителей и покровительствующие ему боги. Слава П. в Греции была так велика, что даже спустя сто лет, когда А. Македонский покорил восставшие Фивы, он приказал разрушить город до основания, сохранив только храмы богов и дом П., потомкам которого, единственным во всем городе, была сохранена свобода.

 Пиндар. Вакхилид. Оды, фрагменты. М., 1980; Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики (Пиндар). Кишинев, 1973; Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. С. 60-70.

 (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)

 * * *

(ок. 518 ок. 438 до н. э.)

 Греческий лирический поэт, родившийся в Беотии и получивший образование в Афинах, аристократ по рождению и духу. В античности было известно семнадцать томов лирики Пиндара, из которых, не считая фрагментов, до нас дошли только четыре книги "Од". "Оды" Пиндара написаны в традиционном жанре хвалебных песен, исполняемых хором на спортивных состязаниях в честь чемпионов, однако этот традиционный жанр Пиндар трактует очень своеобразно: для него значительны не столько достижения спортсменов и их воля к победе, сколько сама даруемая богами Слава, выводящая героя за рамки морали и ставящая его в один ряд с мифологическими персонажами. Вообще надо иметь в виду, что жанр оды обязательно предполагал принесение благодарения богам и был включен в религиозную сферу. Сами греки считали Пиндара своим величайшим поэтом, а среди римлян им особенно восхищался Гораций, полагавший, что его собственные оды не идут ни в какое сравнение с одами Пиндара. Существует предание, согласно которому Александр Македонский, разрушая Фивы, пощадил дом Пиндара (кстати, существует аналогичная легенда про дом Еврипида).

 "Оды" Пиндара существенно повлияли на развитие жанра оды в европейской литературе. Широко известны переводы Гёльдерлина.

 (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

 * * *

(518 438)

 др.-гр. поэт, виднейший представитель хоровой лирики. Род. вблизи Фив (в Беотии), происх. из знат. рода. Учился музыке в Афинах. Первое извест. соч. П. относится к 498. По приглашению мест, правителей посетил в 476 Сицилию. П. разрабатывал в своем твор-ве едва ли не все виды хоровой мелики. Сохран. фр-ты от его пеанов, дифирамбов, парфениев и т. д. Александрийские филологи издали произв. П. в 17 кн., от к-рых целиком дошли только 4 кн. эпиникиев, собр. в каждой книге в зивисимости от места, где происходили состязания. Соответ. эпиникии П. делятся на Олимпийские (14 поэм), Пифийские (12), Немейские (11) и Истмийские (8), охватывающие более полувека его поэтич. деятельности. Самый жанр эпиникия предопределил круг заказчиков П.; это представители аристократии с о-ва Эгина и из Беотии, правители городов-государств в Сицилии, царь Кирены (на сев. побер. Африки). Только люди из высш. классов могли содержать лошадей для состязаний в колесничном беге и под рук. дорогостоящих тренеров готовиться к соревнованиям в беге или кулачном бою. Одн. эпиникии П. меньше всего явл. хорошо оплаченным славословием по адресу знат. победителей. П. высоко ценил свое иск-во и неоднократно давал понять, что самые великие подвиги были бы обречены на забвение, если бы их не увековечивали поэты. Прославляя своих адресатов, П. в одержанной победе (описанию к-рой почти не уделяется места) видит прежде всего благосклонность богов, способных по своему усмотрению вознести на вершину славы то одн., то др. смертного. Отсюда у П. частые высказывания о непостижимости божеств, воли, о неустойчивости челов. благополучия и призывы к его адресатам не забывать о своей смертной природе и не пытаться сравняться с богами. Другим условием победы явл. предельное напряжение собств. сил и безупречный нравств. уровень атлета, коренящийся в его благородном происх. К высшим успехам ведет человека его врожденная доблесть, к-рой нельзя научиться. Отсюда не менее частые у П. воспоминания о знатности рода, к к-рому принадлежит победитель, тем более что истоки рода нередко возводятся к самим богам. Подтверждением высокого жизн. призвания победителя служит обычно миф, повествующий о его героях-предках и их славном прошлом. В др. случаях миф может использоваться как назидание для смертных, напоминая о тяжкой доле заносчивых гордецов (как, напр., Тантала), справедливо наказанных богами. Т. о., эпиникии П. складывается в разных соотношениях из 3 осн. компонентов: из сообщения о победе, в к-ром внимание поэта привлекает б. ч. история основания игр, похвала атлету, его предкам, его городу; из нравоучит. примеров и сентенций, призывающих победителя к соблюдению меры перед лицом богов; из мифолог, повеств., к-рое может служить одной из этих целей. Собств. мировоззрение П. отличается не только глубокой приверженностью к аристократ, нрав, идеалам, но и полной неизменностью на протяжении всей его жизни. Все больше оно приходило в противоречие с динамичным развитием гр. городов-государств, в к-рых знйть уже утрачивала свое господствующее положение. Вместе с тем содержащиеся в твор-ве П. похвала усилиям, направленным к достижению высокой цели, призывы к снисканию благоволения богов находили отклик и в демократ, полисах. Эпиникии П. построены, как правило, в форме сменяющих друг др. триад, в каждой из к-рых иногда получает развитие к.-н. одна мысль; чаще, одн., его необузданный поэтич. темперамент пренебрегает границами между триадами. Однажды найденный образ обогащается по принципу достаточно свободных ассоциаций все новыми синонимами и определениями. Язык. П., восходящий к поэтич. наддиалекту хоровой лирики, имеет мн. общих черт с лексич. фондом эпоса и трагедии; в то же время П. свойственны смелые метафоры и новообразования, придающие его речи возвышенность и торжественность.

 В.Я.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Пиндар   (518/522 — ок. 442 до н.э.) — др.-греч. поэт, классик хоровой лирики. Автор лирич. произв. разных видов. Из 17 книг его стихотворений, кроме фрагментов, сохран. только 45 т.н. эпиникиев, торжеств. хоров, прославлявших знатных победителей на общегреч. спорт. играх. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998. ...
Древний мир Энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины