Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - плотин

Плотин

плотин
Плотин

(204-270)

 Греческий философ, положивший начало неоплатонизму, живший сначала в Александрии, а затем в Риме. Труды Плотина собрал и разделил на шесть эннеад его ученик Порфирий. Плотин дополнил учение Платона идеями восточной мистики и сформировал теорию о всепроникающем духе, с которым философ может добиться экстатического единения, ведя аскетическую и созерцательную жизнь.

 Идеи Плотина оказали влияние на Августина, а через него на всю западную христианскую мысль. Через приписываемые Дионисию Ареопагиту "Ареопагитики" теория Плотина о непостижимости и невыразимости первоединого начала оказала влияние и на христианскую мысль Востока, дав исток мощного мистического течения так называемой негативной теологии. Эстетика Плотина оказала сильное влияние на философско-эстетические принципы Возрождения, позднее на творчество Гете, Шеллинга.

 (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

 * * *

 рим. философ-платоник (соч. на гр. яз.), основатель неоплатонизма. Род. в Египте, учился в Александрии, в 244 переехал в Рим, где преподавал философию; после 10 лет устных бесед П. начал записывать свое учение. До нас дошли 6 «Эннеад» П., к-рые включают в себя 54 трактата (каждая «Эннеада» состоит из 9 тр-тов): I Этика; II Натурфилософии; III Космология, О судьбе и др.; IV Психология; V Учение об Уме; VI Учение о Едином. П. толкует Платона, но не коммент. его диалоги. На основе ряда платоновских соч. П. выстроил собств. философию, гл. положением к-рой явилось учение о Едином, первоначале всего сущего, находящемся выше сущего или «за пределами бытия». Ум и душа оказывались у П. осуществлением Единого во времени, космос в вечности. Само Единое П. отождествлял с Благом, противопоставляя его Злу (темной, лишенной вида материи чувст-венно-веществ. мира). Понятие материи у П. приобрело также значение умозрит. бестелесного субъекта (интеллигибельная материя). П. заимствовал пифагорейское учение о неопред. Двоице, первом различии и «дерзости», ставшей причиной перехода единого во множества (Ум дерзнул отпасть от Единого, душа от Ума, а наиб, дерзкая часть души прозябает вплоть до растений), т. е. материя провоцирует высшее к переходу в низшее. Умопостигаемый мир Единого представляет собой сферу истинн. бытия, к-рая находится всюду в виде первичных сущностей, где образы (эйдосы) подлинные, а мысль и предмет мысли совпадают. Чувственно-веществ. мир находится в определенном месте и состоит из подобий первообразов высшего мира. Душа человека непосредственно связана с Умом и может получать подлинные знания; она имеет двоякую природу: телесную и умопостигаемую. Преодоление этой двойственности, по П., достигается путем очищения души и уподобления ее божеству. Единое П. неподвижно и неизменно, вечно происх. возникновение и уничтожение, и повторяются космич. циклы. Внутр. очищение души и возвращение ее к Единому для П. гораздо важнее, чем все внешние космические метаморфозы.

 Соч.: Избр. трактаты: В 2 т. М., 1994. Т. 1. Античные мыслители об искусстве.: Сб. М., 1938. С. 244 253; История эстетики. М., 1962. Т. 1.

 Лит.: Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991

 Ю.Ш.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины