Поиск в словарях
Искать во всех

Археологический словарь - летописи

Летописи

летописи
записи важнейших событий по годам. Наиболее древний из рус. летописных сводов, дошедших до нас, Повесть временных лет (ПВЛ). Изложение датированных событий начинается в ней с 860 г. Первоначальная редакция ее не сохранилась. До нас дошли Лаврентьевская и Ипатьевская редакции. Причем сами летописи, в которых сохранились эти редакции, были созданы в более позднее время. Лаврентьевская содержит копию летописного свода 1305 г., сделанную в 1377 г. под руководством монаха Лаврентия по заданию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. При перечислении событий до 1282 г. в Л. используются копии других летописей, а с 1282 г. описываются события Тверского княжества. Ипатьевская Л. также начинается с ПВЛ, вторая ее часть события 1118-1199 г. в Киевском княжестве, третья (до 1292 г.) галицко-волынские Л. Название Л. получила по местонахождению ее в Ипатьевском монастыре (Кострома). ПВЛ, по мнению ряда историков, предшествовали Киевский свод 1037 г., Киевско-Печерский 1073 г. и Новгородский 1079 г., которые не дошли до нас. В ПВЛ рассказывается о расселении славянских племен. Вначале, по мнению летописца, славяне жили на Дунае, потом они расселились по Висле, Днепру, Волге. Автор указывает, какие племена говорили на славянском языке, а какие на других языках: "Се бо токмо, словенски язык в Руси: Поляне, Древляне, Новгородци, Полочане, Дреговичи, Север, Бужане, зане седоша по Бугу, после де же Велыняне. А се суть инии языци иже дань дают Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Мордва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Норова, Либь. Си суть свои язык имуще от колена Афетова, иже живуть в странах полунощных". Летописец дает и описание быта и обычаев славян: "...живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим на своих местах" и т.п. Конечно, не все в Л. можно воспринимать на веру, особенно оценки тех или иных племен и народов. У летописцев были свои симпатии и антипатии. Напр., поляне земляки летописца были, по его мнению, самым хорошим племенем, а другие племена хуже: "Древляне живаху звериньским образом, живуще скотьски: убиваху друг друга, ядяху вся нечисто; и браку у них не бываше, но умыкивалу у воды девиця..."; "И Радимичи, и Витячи, и Север один обычаи имяху, живяху в лесах, якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто. И срамословье в них... Имяху же по две и по три жены"; "Поляне бо своих отець обычаи имуть, кроток и тих, и стыдение к снохам своим, и к сестрам, и к матерям, и к родителям своим, к свекровем и к деверем, велико стыдение имеху". Избегание родственника, отмеченное летописцем, показатель родовых отношений. В ПВЛ имеются и сведения об археологических памятниках. Там пять раз упоминаются длинные валы, которые будто бы провел Кирило Кожемяко плугом, в котором был запряжен дракон Змий, для защиты Киева с ю. от кочевников.

В XII XIV вв. почти в каждом княжеском центре велись летописные своды. В Киеве летописание велось в Печорском и Выдубецком монастырях; во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переславль-Залесский. Велись летописные записи и в других городах.

Монголо-татарское иго привело к временному упадку летописания, но в XIV XV вв. начинается новый этап его развития. Крупнейшими центрами летописания стали Новгород, Псков, Тверь, Москва. В Л. детально описываются местные события рождение и смерть князей, выборы посадников, военные походы, битвы и т.п.

Из памятников XVI в. любопытна "Казанская история", написанная ок. 1550 г. Автор приводит интересные сведения об истории Казани и народах Поволжья. К концу XV началу XVI в. относят "Сказание о человецах незнаемых в восточной стране", рассказывающее о 9 племенах "незнаемых" людей на востоке, "за Югорской землей", называемых "самоедью" или "самоядью", с интересными подробностями, иногда фантастического плана. Любопытные сведения о древностях содержатся в донесениях служилых людей, посылаемых государством в Сибирь и в другие отдаленные места. Важные сведения по истории окраин России можно найти в ясачных книгах и "росписях". Данные этихкниг были доступны лишь чинам высшей приказной администрации и использовались для составления всевозможных инструкций воеводам и другим начальникам.

К XVII-в. летописные формы изложения событий на окраинах страны еще продолжают существовать, хотя в центре они уже полностью отмирают.

Издание рус. Л. началось еще в XVIII в. С 1767 г. Академия наук начала издавать "Библиотеку Российской истории". В 1767 1768 г. появилась 2-я часть "Летописи русской по Никонову списку". Полное собрание рус. Л. (ПСРЛ) начали публиковать в 1841 г. К настоящему времени вышло 35 томов.

Летописание сохранилось в ряде мест в XVIII XIX вв. Напр., известно 6 вариантов "Соликамских летописцев", сохранившихся в местных и центральных архивах. Известный пермский краевед В. Н. Шишонков собрал объемистый труд "Пермская Л.", охвативший историю Урала с древнейших времен до середины XVIII в.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — исторические произведения, вид повествовательной литературы в России XI—XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятник сложного состава: своды летописные. Были общерусскими, например «Повесть временных лет», Никоновская Л. и др., и местные — Новгородские и др. Сохранились главным образом в поздних списках. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):