Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь классических древностей - дионисий

Дионисий

дионисий
ДИОНИСИЙ

 • Dionysius,

 Διονύσιος,

 1. фокеец, предводитель ионян в восстании их против персов. После битвы при Ладе он уехал в западные моря и в качестве морского разбойника воевал с тирренцами и карфагенянами. Hdt. 6, 11 сл.;

 2. Д. Старший, сын Гермократа, родился в 431 г. до Р. X., отличился в войне, которую Сиракузы вели с Карфагеном, начиная с 410 г. Diod. Sic. 13, 87. Устранив полководцев сиракузян обвинением их в потере г. Агригента, Д., благодаря поддержке Филиста, сам попал в число вновь избранных полководцев. Он усилил свою партию возвращением из ссылки изгнанников, привязал к себе войско повышением жалованья, устранил своих товарищей и сделался единственным военачальником. Затем он образовал отряд телохранителей, отправился в Сиракузы и в 406 г. объявил себя властителем города. Cic. tusс. 5, 20. Несмотря на поражение при Геле и на возмущение войска, он достиг мира уступкою Гимеры и Агригента карфагенянам и обеспечил свое господство над Сиракузами привлечением к себе наемников, особенно кампанцев, укреплением части города, называвшейся Ортигиею, и завоеваниями (406 г.). Diod. Sic. 14, 7. Он женился на дочери полководца Гермократа, а после смерти ее вступил в брак в одно и то же время с Аристомахой, сестрой Диона, и локрянкой Доридой. В 399 г. ему принадлежала вся часть Сицилии, не находившаяся в руках карфагенян. Сделав большие приготовления (корабли с пятью рядами полок для гребцов и катапульты), он начал вторую войну с Карфагеном, в 397 г. осадил город Мотию (Μοτύη), но перед численным превосходством Гимильконова войска должен был отступить в Сиракузы и здесь сам был осажден. Он защищался успешно, расположил к себе граждан снисхождением и умеренностью и был спасен благодаря чуме, появившейся в лагере карфагенян, в 396 г. Diod. Sic. 14, 45. Гимилькон отступил с остатками своего войска, но Магон продолжал войну, пока карфагеняне не заключили мир в 392 г., уступив Д. город Тавромений. Уже во время войны Д. обнаруживал свою жестокость тем, что казнил многих граждан с целью захватить их деньги для покрытия военных издержек. Теперь он обратил свое оружие против греческих городов Нижней Италии; кротонцы были побеждены, а г. Регий после 11-месячной осады голодом принужден сдаться и подвергся всей жестокости победителя, 387 г. Diod. Sic. 14, 10 слл. После нескольких лет мира, в продолжение которых установились дружеские отношения со Спартой и утвердилось господство Сиракуз на Адриатическом море, Д. начал третью войну с Карфагеном, в которой одержал победу над Магоном при Кабале, затем сам потерпел поражение при Кронии и при заключении мира принужден был сделать некоторые уступки Карфагену, так что река Галик ('Άλυκος) сделалась границей его владений (383 г.) Diod. Sic. 15, 12 слл. Когда его замыслы на Эпир и Дельфы не удались, он начал четвертую войну против Карфагена. Сначала он воевал счастливо, но, когда флот его был уничтожен в гавани под горой Ериком (Еryx), последовало перемирие. Вскоре затем, в 367 г., Д. умер от неумеренности или от яда, поднесенного ему сыном, или от радости по случаю победы, одержанной им в качестве драматического писателя. Diod. Sic. 15, 74. Д. у древних считался первым и самым выдающимся примером позднейших дурных тиранов, вследствие своей жестокости, своего безбожия и крайнего недоверия к окружавшим его лицам. Val. Max. 1, 1. 4. 7. 9, 17. Plut. Dion. 5. Cic. tusс. 5, 21. 22. Впрочем, в душе его проявлялись иногда благородные побуждения (Дамон и Финтий) и он ясно осознавал бедственность своего положения. Побуждаемый тщеславием и почти болезненной наклонностью к трагедии, он хотел быть поэтом, не обладая талантом.· Его поэтические произведения смело порицались Филоксеном и осмеивались в Олимпии; в Афинах, однако, в 367 г. он получил приз за одну из своих трагедий, Λύτρα 'Έκτορος, остатки которой собрал Nauck, trag. Graec. fragm. p. 616.;

 3. Д. Младший, сын предыдущего от локрянки Дориды. Не получив, вследствие недоверия к нему отца, в юности порядочного воспитания, он наследовал от отца твердо установленную власть в 367 г. до Р. X. и, не имея воинственных наклонностей, поспешил окончить войну с Карфагеном; вообще его правление не ознаменовалось выдающимися военными событиями. Т. к. природа не сделала его жестоким и не обделила его способностями, то Д. надеялся, при помощи Платона, обратить его главное внимание на нравственное значение царской власти. Платон прибыл в Сиракузы с целью сделать опыт упрочнения блага государства правлением государя, воспитанного в правилах добродетели. Он был принят с большим почетом, но лесть (Филиста) вскоре уничтожила влияние лучших людей. Дион был изгнан, а Платон, к которому своего рода ревнивая любовь привязала Д., неохотно отпущен. Побужденный обещаниями и приглашениями Д., Платон еще раз приехал в Сицилию, но возвратился оттуда, опять не достигнув цели и подвергшись оскорблению и опасности, в 360 г. Д. вскоре предался всем причудам и порокам тирана, вследствие чего узы власти стали ослабевать. Во время похода его против луканцев в Сицилии явился Дион, овладел Сиракузами, и даже кремль города впоследствии должен был сдаться ему. Д. удалился в Италию в г. Локры и господствовал там с такой же зверской жестокостью, пока в 346 г. снова не достиг власти в Сиракузах. Однако сиракузяне, утомленные жестокостью его правления, для спасения города, потрясенного внутренними смутами и раздорами, обратились за помощью к своей метрополии Коринфу. На зов их явился Тимолеонт. Он заставил Д. сдать кремль и сложить с себя власть. В 343 г. Д. удалился со своими приверженцами в Грецию и впоследствии жил в Коринфе в действительной или притворной бедности и нужде. Cic. tusс. 3, 12. Diod. Sic. 15, 16. 16, 70. Plut. Dion. и Timoleon. Justin. 21, 5;

 4. Д. Колофонский, см. Pictores, Живопись, 3. Из числа греческих писателей этого имени самые замечательные:

 5. Д. Милетский, один из логографов, младший современник Гекатея, жил незадолго после 500 г. до Р. X. Он, вероятно, первый сделал попытку составить исторический очерк событий, предшествовавших современной ему эпохе, в сочинении περσικά, или τα μετά Δαρει̃ον. Составил ли он описание света, περιήγησις οικουμένης, решить трудно. ср.: Müller, fragm. hist. Graec. II, 5 слл. Его часто смешивают с

 6. Д. Самосским, писателем александрийской эпохи, который составил руководство к изучению мифологии (κύκλος) в прозе, а может быть, и другие мифологические и исторические сочинения, которые послужили главным источником для первых книг истории Диодора. ср.: Müller, fragm. hist. Graec. II, 9 слл.;

 7. Д. Фракийский (Θρα̃ξ), ученик Аристарха, живший около 100 г. до Р. X., составил первую научную грамматику, τέχνη γραμματική, которая приобрела большую известность, но в своем настоящем виде представляется искаженною. Изд. Bekker, Anecd. Graec. II.;

 8. Д. Галикарнасский, прибыл в Рим в конце междоусобной войны между Антонием и Августом, 30 г. до Р. X., жил там 22 года, вероятно, в качестве учителя риторики и изучал при этом латинский язык и римскую литературу. Умер в 8 г. до Р. X. Кроме некоторых лишь по заглавиям известных нам сочинений Д. написал 'Ρωμαϊκη αρχαιολογία, в 20 книгах, начиная с мифических времен италийских народов до начала Пунических войн, т. е. до того периода, с которого начинается история Полибия. Уцелели вполне только первые 9 книг, две следующие сохранились большею частью, а от прочих остались лишь отрывки. Д. старается доказать родство римлян с греками и мудрость римских законодателей и государственных людей, чтобы таким образом сделать для греков более сносным подчинение их римлянам. Он указывает на управление богов судьбами народов, поочередно изображает военные события и развитие государственных учреждений и часто вставляет речи действующих лиц. Суждения его разумны, но неосновательны, потому что он смешивает особенности греческого и римского народов и не различает эпох; ему недостает творческого понимания древности и разумения особенностей древнеримской жизни. Но тем не менее его сочинение служит главным источником для истории древнего государственного устройства Рима. Слог его, носящий во многих местах следы подражания Фукидиду и Полибию, плавен и не лишен приятности, но имеет преимущественно риторический характер. Первое изд. R. Stephanus (1546 слл.); полное изд. I. I. Reiske и Morus (1774 слл. 6 т.); новое изд. A. Kiessling (1860 слл. 4 т.). Кроме того, Д. оставил:

 a) риторические сочинения: περι συνθέσεως ονομάτων (de compositione verborum), изд. Schäfer (1809) и Göller (1815), τέχνη ρητορική, которое в своем нынешнем виде представляет лишь извлечение или подделку;

 b) критико-эстетические сочинения: τω̃ν παλαιω̃ν χαρακτη̃ρες, ηερι τω̃ν αρχαίων 'ρητόρων ύπομνηματισμοί, суждения о Фукидиде, Демосфене и др., наконец,

 c) письма. Полное изд. его сочинений: Sylburg (1586) и Reiske (1774 слл.);

 9. Д. Периегет. Родина его (Харак, Византия, Александрия, Ливия), равно как и время его жизни (период Августа, Домициана, Септимия Севера) неизвестны. В своем сочинении περιήγησις τη̃ς οικουμένης он описал в форме правильных и благозвучных гекзаметров весь известный тогда свет, следуя большею частью Эратосфену. Позднейшие писатели часто пользовались этим стихотворением и комментировали его, а Руфь Фест Авиен (см. Avienus, Авиен) и грамматик Присциан (см. Priscianus, Присциан) перевели его на латинский язык. Изд. G. Bernhardy (1828) и С. Müller, geogr. Graec. min. II;

 10. Д. Катон, Dionysius Cato, см; Γνώμη.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.

Ф. Любкер.

1914.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Дионисий архиепископ суздальский (умер в 1385 г.). Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием Радонежским был рекомендован на митрополию. Но великий князь имел своего кандидата, попа Михаила (Митяя). Между соперниками возникла острая ссора. Михаил задумал ввести новый порядок посвящения митрополитов дома, на Руси. Дионисий опротестовал этот замысел и собрался в Константинополь искать митрополию у патриарха. Великий князь задержал его, но Дионисий выставил поручителем Сергия, вышел на свободу и бежал в Царьград. Боясь его посвящения, Михаил отправился туда же, но по дороге, в 1379 г., умер. Один из сопровождавших его архимандритов, Пимен, получил посвящение вместо него. В 1383 г. Дионисий вернулся в сане архиепископа к своей заброшенной пастве и вооружил великого князя против Пимена. В 1384 г. Дионисий был отправлен в Константинополь, чтобы там добиться низложения Пимена и посвящения его, Дионисия. Патриарх, не доверяя Дионисию, послал в Москву двух митрополитов, которые должны были низложить Пимена и посвятить архиепископа суздальского. Дионисий...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины