Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь классических древностей - сисситии

Сисситии

сисситии
СИССИТИИ

 • Συσσίτια,

 общие обеды у дорян, называвшиеся у спартанцев φειδίτια, вероятно, от господствовавшей в них бережливости, умеренности и простоты, по объяснению же других, φειδίτια = Fιδίτια, следовательно, заседания (от 'ίζω). Этот обычай обедать вместе, хотя в позднейшие времена был свойствен преимущественно дорийским государствам, однако первоначально господствовал во всей Греции, как это видно из Гомера, у которого цари и старейшины народа обедают вместе. Впрочем, у дорян, особенно в Крите и Спарте, С. приняли характер политического и социального учреждения. На Крите расходы на эти обеды производились самим государством. В Спарте всякий участник давал свой взнос, ежемесячно 1,5 медимна ячменной крупы, 11-12 (по другим меньше) мер вина (χοεύς), 5 мин сырa, кроме того, винные ягоды, финики и 10 эгинских оболов для мясных кушаний. К этому присоединялись так называемые ε̉πάϊκλα, прибавки к обеду (αι̃́κλον), которые, однако, не должны были быть куплены; они состояли из охотничьей добычи, пшеничного хлеба, домашней птицы и т. п. На Крите, напротив того, где господствовал принцип общего владения имуществом, весь доход с общественной земли и с податных периэков делился на две части, из которых одна назначалась для общественного богослужения и для управления государством, а другая для общественных обедов. Сумма, назначенная для обедов, разделялась между отдельными домами или семьями, затем каждый отдавал свою часть тому кружку (ε̉ταιρία), в котором он обедал. Цель подобных обедов состояла, по всей вероятности, в том, чтобы общественное единение перенести в жизнь ежедневную и чтобы придать общественной жизни (хотя в ущерб семейной) более живости, единства и дружности. Таким образом, в этих кружках мужчины или α̉νδρει̃α, как они первоначально назывались (т. к. юноши обедали отдельно от своих α̉γέλαις, Ирены), господствовал тон непринужденный и веселый, поддерживаемый также музыкальными развлечениями (пением, игрой). Возможность дружеских отношений обусловливалась еще тем, что для приема в застольный кружок, состоявший приблизительно из 15 человек, необходимо было единодушное согласие всех членов кружка (σύσκηνοι) (заметим, что отдельные застольные кружки, составлявшие части С., представляли собою части военно-политической организации народа и назывались шатрами или палатками, σκηναί). Кушанья были простые, но сытные, особенно главное кушанье, так называемая черная похлебка (μέλας ζωμός, αι̉ματία). Разнообразие в пище вносили вышеупомянутые прибавки, ε̉πάϊκλα. На Крите обедали, по древнему обычаю, сидя за столом; первоначально также в Спарте; впрочем, в Спарте уже во времена Алкмана возлежали на простых скамейках. В Спарте у каждого был свой кубок с вином; на Крите все наполняли свои кубки из общей большой чаши, или кратера. Допьяна напиваться не было дозволено. От С. следует отличать κόπίς, жертвенный обед, даваемый отдельным лицом по особому случаю; дающий такой обед приглашал кого хотел, особенно же царей.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.

Ф. Любкер.

1914.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — в Спарте и других областях Древней Греции общественные обеды, проходившие за столами под открытым небом с одинаково скромной пищей для всех. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины