Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь классических древностей - усыновление

Усыновление

усыновление
УСЫНОВЛЕНИЕ

 • Adoptio,

 сокр. из adoptatio, различают:

 a) adoptio в тесном смысле слова, когда лицо, которое хотят усыновить, находится само еще под отеческой властью,

 b) arrogatio, если усыновляемый достиг уже гражданской самостоятельности, есть человек sui iuris. Действие собственно так называемой adoptio совершалось претором посредством троекратной maneipatio и соединенной с ней manumissio (Gell. 5, 19. Cic. fin. 1, 7. Gai. 1, 134), напротив, arrogatio совершалось в куриатских комициях посредством lex curiata, после наведенных жрецами справок относительно того, не пострадают ли от усыновления обряды семейного богопочитания и есть ли достаточное основание (iusta causa) для arrogatio (без такового аррогация не дозволялась, Tac. ann. 15, 19 упоминает о SCons. против adoptiones fictae и simulatae). Gell. 5, 19. Suet. Oct. 65. Cic. Sest. 7. Cic. ad Att. 2, 12. Cic. pro. dom. 13 слл. Посредством того и другого способа усыновления усыновляемый вполне переходил в семью усыновителя; принимал и имена своего нового отца, обозначая только прежнюю свою принадлежность к другому роду (gens) посредством второго cognomen, образуемого в таком случае с окончанием — anus, напр. Р. Cornelius Scipio Aemilianus; имена некоторых gentes представляли, впрочем, исключение. Иногда патриции домогались усыновления со стороны плебеев для того, чтобы сделаться народными трибунами, напр. Корнелий Долабелла (Dio Cass. 42, 19) и П. Клодий (см. Cornelii, Корнелии, 24 и Claudii, Клавдии, 20). Женщины не имели права усыновлять ни посредством adoptio, ни посредством arrogatio, не могли и сами подвергаться аррогации, но adoptio, конечно, могло простираться и на несовершеннолетних женщин (Gell. 5, 19);

 c) своеобразный вид усыновления составляло усыновление по завещанию, состоявшее в том, что кто-либо, назначая по завещанию известное лицо своим наследником, делал в то же время и своим сыном, причем это лицо не теряло своих прежних прав агнатства. Cic. ad Att. 7, 8. Plin. 35, 2. Dio Cass. 40, 51. Так, Юлий Цезарь назначил Августа себе сыном и наследником. Suet. Caes. 83. Liv. ер. 116. App. b. с. 3, 11. 14. 94. Во времена Империи часто случалось, что императоры усыновляли своих наследников без прежних формальностей, в силу своего pontificatus max., так, напр., Нерва усыновил Траяна, Адриан — Антонина Пия и т. д. В Афинах также усыновление возможно было и при жизни приемного отца, и по его смерти, в силу его завещания; кроме того, если завещания не было и умерший не оставил сыновей, то родственники или государство усыновляли умершему и вводили в его семью того, кто имел ближайшие права (αγχιστεία) наследования (ινα μη ανώνυμος γένηται ό οίκος). Выражения, употреблявшиеся об усыновляющих: είσποιεισθαι, ποιει̃θαι, θέσθαι υίόν, υίω̃σαι; усыновленный назывался ποιητος, θετος υίός, в противоположность к γνήσιος. Усыновлять мог только совершеннолетний, не состоящий под опекой и не лишенный свободы гражданин, и притом в том только случае, если сам не имел детей мужского пола. Если были дочери, то обыкновенно приемный сын обручался с одной из дочерей усыновляющего. Усыновлять можно было только аттического гражданина. ср. Hereditas, Наследства право, 1.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.

Ф. Любкер.

1914.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  мог получить и не состоявший в семье, если она принимала его, как наследника и собственное дитя. Когда Иосиф привел к умирающему отцу двух своих сыновей, Ефрема и Манассию (Быт. 48:5), то Иаков усыновил их, т.е. принял, как собственных сыновей, вместо Иосифа, для того, чтобы каждый из них получил свой удел в Израиле. Другой род усыновления таков: отец, имеющий единственную дочь, усыновляет ее детей. Махир, внук Иосифа и отец Галаада (Чис. 26:29), имел одну дочь, которая вышла замуж за Есрома, когда тому было 60 лет и родила ему Сегува, от которого родился Иаир (1 Пар. 2: 21,22). Между тем, ни Иаир, ни его поколение не причислены к колену Иудину, хотя они по отцу, Есрому, происходят от Иуды, но названы сыновьями Манассии, отца Галаада (Чис. 32:41). Точно так же Мардохей принял Есфирь, как свое родное дитя (Есф. 2:7); дочь фараона приняла Моисея (Исх. 2:10) и он считался ее сыном. В кн. Руф. 4:17 мы читаем, что у Ноемии родился сын, но на самом деле он был сыном Руфи. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины