Исторический словарь - древнерусское искусство
Древнерусское искусство
В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры славянский вариант "звериного стиля". Традиции языческих времен сохранялись и после крещения Руси. Несмотря на запрещения изображать что-либо на стенах храмов, кроме орнамента и живописи, мастера-каменотесы при сооружении их ухитрялись вырубать из камня и запрещенную скульптуру.
Недалеко от Владимира находится одно из прекраснейших зданий всей др.-рус. архитектуры церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. Сейчас она стоит уединенно на берегу р. Старицы и воспринимается не только как памятник архитектуры, но и как скульптура. Как статуя она вертикальна, устремлена ввысь. Высотность смягчена мотивом полукружия: полукружием закомар, перекрытий, декоративных арочек, дверей и, наконец, венчающим полушарием главы, которая раньше была шлемовидной. Стены оживляет рельеф, который не ограничивается пилястрами и аркатурой: в закомарах сделаны лепные украшения. Посередине их человеческая фигура с музыкальным инструментом, по бокам львы, грифоны, ниже загадочные женские маски. Аналогичная, но более богатая скульптура сплошь покрывает стены Дмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны.Здесь также представлены старые божества олицетворения природных сил, те самые фантастические твари, которые встречались еще на дохристианских украшениях "звериного стиля", которые и потом, столетия спустя, вплетались в заставки и буквицы рукописных евангелий. В XI в. строились богато украшенные храмы св. Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке.
Софийский храм в Киеве был украшен мозаиками и фресками греч. мастеров, но в них заметно и влияние рус. художников. Мозаика сохраняет всю красочность и линейную изысканность зрелого византийского стиля, но в них меньше созерцательного спиритуализма, больше жизненной энергии, прямой обращенности к людям. Богородица в конце апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками Оранта (молящаяся), считалась олицетворением "матери городов русских". По легенде пока стоит эта "Нерушимая стена", будет стоять и Киев. Облик и поза Оранты, оберегающий жест поднятых рук напоминали Берегиню славян. Фигура Оранты кажется живой: она как будто идет навстречу, смотрит в глаза всем, кто входит в храм; золотой нимб над ее головой ярко светит даже в сумерках. По сравнению с владимирскими новгородские церкви выглядят приземистыми, скупыми на украшения, но зато крепко сшитыми. Внутри они расписывались, снаружи их стены большей частью росписи и скульптуры не имели. Мозаичная техника развития не получила, но зато обрела жизнь фреска (живопись по сырой штукатурке). Наиболее интересная роспись конца XII в.была в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице. Сохранилась лишь незначительная часть его фресок. Они представляют собой целую галерею новгородских жителей в облачении христианских святых мужественные, коренастые, суровые фигуры. Среди них много бородатых старцев: при родовом строе особо чтились старики родоначальники большой семьи.
Проявились здесь и образы "дедов-сказителей", которые позднее изображались как старцы русских монастырей, русские отшельники. Росписи Феофана Грека (XIV в.) продолжают традиции новгородской фрески, но он вносит в нее динамичность: порывистые белые штришки "движки" оживляют темно-терракотовые узкие лики, подобно молниям. Его "Старец Макарий" на фреске Спасо-Преображенской церкви в Новгороде человек, обуреваемый страстями. Традиции фресковой живописи продолжались в иконописи. .См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2536 | |
2 | 1708 | |
3 | 1267 | |
4 | 1054 | |
5 | 999 | |
6 | 997 | |
7 | 921 | |
8 | 870 | |
9 | 853 | |
10 | 830 | |
11 | 813 | |
12 | 780 | |
13 | 773 | |
14 | 761 | |
15 | 761 | |
16 | 739 | |
17 | 727 | |
18 | 720 | |
19 | 710 | |
20 | 669 |