Исторический словарь - габо (наст. фам. певзнер) наум (неемия) абрамович
Габо (наст. фам. певзнер) наум (неемия) абрамович
и его брат работали во ВХУТЕМАСе; Г. предлагали возглавить отделение керамики и скульптуры, но он отказался.Г. стал соредактором еженедельной газеты «ИЗО», выпускавшейся отделом изобразительных искусств Наркомпроса. Неофициально он проводил занятия со студентами ВХУТЕМАСа, желавшими обучаться скульптуре. Принимал участие в семинарах, диспутах, проводимых в Москве; был великолепным оратором, владел аудиторией.
В своих выступлениях развивал принципы нового искусства. В написанном им «Реалистическом манифесте» (1920) изложил основные принципы конструктивизма: 1) отрицание цвета, замена его тоном светопоглощающей средой: 2) отрицание изобразительной линии в пользу линии направления статических сил и ритмов; 3) отрицание старого объема и массы как пространственно-скульптурных элементов, утверждение вместо них качества «глубины»; 4) отрицание неподвижности формы в пользу ритмов кинетических. Ведущая идея манифеста состояла в утверждении абсолютной, независимой ценности искусства как необходимом выражении человеческого опыта. В 1920 Г. создал прообраз «мобилей» кинетическую абстрактную скульптуру, приводимую в движение электромотором. Позднее исполнил прозрачные и полупрозрачные скульптуры, конструкции с отверстиями и разрывами, используя разнообразные материалы: алюминий, сталь, фосфоритную бронзу, позолоту, мрамор, дерево, картон, плексиглас, акрил, нейлоновые нити, пружины, люцит и проч. В развитие принципов манифеста исполнил проект радиостанции в Серпухове, напоминающий конструктивистскую скульптуру. С 1920-х полностью отошел от фигуративности. В 1922 принял решение покинуть Россию. Причины отъезда он объяснил много позже в одном из интервью (1956): советское правительство после окончания гражданской войны взяло курс на возвращение к реализму в искусстве, мастерские его и брата были закрыты, не было возможности получить работу, лекции во ВХУТЕМАСе были прекращены.Г. обратился к А.Луначарскому и получил разрешение на выезд. В 1922 Г. обосновался в Берлине. Принял участие в Первой русской художественной выставке, организованной советским правительством в «Gallery Van Diemen». Эмиграция оказалась чрезвычайно плодотворным периодом в творчестве Г. В Берлине он примкнул к движению «Стиль», возглавлявшемуся Т.Ван Дусбургом и П.Мондрианом. Выступал с докладами, участвовал в авангардистских выставках в Германии и Голландии, устроил выставку в парижской «Gallery Percier» «Русские констрУктивисты: Габо, Певзнер» (1924); организовал вместе с Певзнером и Ван Дусбургом выставку в «Little Review Gallery» в Нью-Йорке (1926). В 1925 создал проект монументов для аэропорта и для института физики и математики: в 1926 сценическую конструкцию из жести и зеркал к балету А.Соге «Кошка» в постановке Дж. Баланчиш («Русский балет» Дягилева, МонтеКарло, 1927). В 1929 выполнил проект праздничного оформления Бранденбургских ворот в Берлине. На следующий год провел в Ганновере первую самостоятельную выставку под названием «Конструктивная пластика». В 1931 участвовал в объявленном советским правительством конкурсе проектов Дворца Советов. В 1932-35 жил в Париже, стал одним из организаторов союза «Абстракция-Созидание»; затем поселился в Лондоне (1935), женился на Мариам Израэльс.Выставлялся в «Chicago Arts Club» (1934); Музее современного искусства в Нью-Йорке на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» (7 работ, 1936); на выставках в галерее «Jeu De Paume» (Париж); в «Kunsthalle» (Базель) и в «London Gallery» (1937). С 1937 издавал журнал «Circle: International Survey of Constructive Art» совместно с Л.Матрином и Б.Никольсоном: в журнале публиковались теоретические статьи о художественных и социальных аспектах конструктивизма.
В 1938 поехал в США для устройства своих выставок в «Julian Levy Gallery», «Vassar Colledge», «Wadsworth Atheneum»; выставил одну работу в Сан-Франциско («Golden Gate Exposition», 1939). В 1941 у него родилась дочь Нина-Серафима. В 1942 выставил свои работы в городском музее Лондона. В 1944 стал членом Союза исследователей дизайна. Получил заказ на изготовление эскиза машины для фирмы «Jowett Cars Ltd.». В 1946 окончательно перебрался в США и принял (1952) американское гражданство. К тому времени работы Г. уже пользовались известностью. В 1948в Музее современного искусства в НьюЙорке состоялась большая ретроспективная выставка Г. и Певзнера, позднее его персональные выставки прошли в Массачусетском технологическом институте (1952), в галерее П.Матисса в Нью-Йорке и в «Hartford Atheneum» (обе 1953). Он получал престижные заказы: в 1950-от Музея искусств Балтимора (изготовленная им конструкция была установлена в 1951): в 1955 -на изготовление скульптуры для «Bejenkorf building» в Роттердаме, в 1956-на изготовление барельефа для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке; в 1970 на проект фонтана перед зданием больницы Св.Фомы в Лондоне (установлен в 1975); в 1973 на скульптуру для Национальной галереи Берлина. Участвовал в международном конкурсе проектов памятника «Неизвестному политическому заключенному» (завоевал 2-й приз). С 1953 профессор архитектурной школы Гарвардского университета. Творческие достижения Г. были отмечены многочисленными премиями, а сам художник удостоен различных почетных званий. В 1954 Г. получил премию фонда Гугенхейма и медаль Института искусств в Чикаго, в 1960 награжден рядом американских университетов: он стал членом Американской Академии искусств и словесности (1965), почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне (1967), Почетным рыцарем ордена Британской империи (1971).В 1960-70-е обратился к живописи и ксилографии, читал лекции на архитектурных факультетах. В 1965-66 провел персональные ретроспективы во многих городах США, а также в Амстердаме, Мангейме, Цюрихе, Стокгольме, Лондоне. В 1970-72 организовал передвижную выставку: Луизиана-Осло-Берлин-Ганновер-Гренобль-Париж-Лиссабон. Г. оставил большое теоретическое наследие.
Большинство его работ посвящены проблемам конструктивизма, дальнейшей разработке идей, заложенных в «Реалистическом манифесте» 1920. Конструктивизм, по его мнению, основан на трехмерном пространстве, осязаемых образах, направленных на широкую аудиторию. Конструктивистские принципы охватывают целый комплекс человеческих отношений и жизни: это образ мысли, действия, чувства и жизни. Конструктивизм это созидание, это способ реакции на мир, поэтому в нем нет ничего неизменного, как в жизни, В 1976 в интервью журналу «Америка» Г. сказал: «Когда я делаю скульптуру, я отбрасываю из камня или целого куска материала ненужные части, чтобы освободить образ, скрытый в материале. Однако, когда я создаю конструкцию, я строю ее образ из ничего. Образ рождается изнутри, и пространство также является важной его частью, потому что в своих конструкциях я использую пространство как элемент, точно также, как я пользуюсь другими элементами, такими как цвет, форма, линия», В 1962 Г. приезжал на родину, навещал братьев в Ленинграде и Москве. Соч.: The Constractive Progress. London, 1976. .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2529 | |
2 | 1705 | |
3 | 1263 | |
4 | 1050 | |
5 | 993 | |
6 | 989 | |
7 | 916 | |
8 | 865 | |
9 | 827 | |
10 | 800 | |
11 | 771 | |
12 | 770 | |
13 | 768 | |
14 | 758 | |
15 | 757 | |
16 | 731 | |
17 | 722 | |
18 | 712 | |
19 | 702 | |
20 | 662 |