Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - грот николай яковлевич

Грот николай яковлевич

грот николай яковлевич
Грот Николай Яковлевич профессор философии (1852 1899), сын академика; сначала профессор в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, потом с 1883 г. в Новороссийском университете, а с 1886 г. в Московском университете. Философские взгляды Грота слагались постепенно, и в его многочисленных статьях можно найти следы всех фазисов, через которые прошло его мировоззрение. В своем первом труде (Киев, 1877), посвященном разбору "Философских этюдов" профессора Козлова , Грот стоит всецело на позитивистической точке зрения.

После небольшого исследования: "Сновидения как предмет научного анализа" (Киев, 1878), Грот посвятил целый ряд работ психологии чувствований; самая значительная из них "Психология чувствований в ее истории и главных основах" (Санкт-Петербург, 1879 80; магистерская диссертация). Основным фактом душевной жизни Грота считает так называемый психический оборот, который слагается из четырех моментов: момент объективной восприимчивости, момент субъективной восприимчивости, момент субъективно-деятельный и момент объективно-деятельный.

Чувствования представляются продуктом субъективной оценки ощущений и соответствуют второму моменту этого оборота. Те же психологические взгляды Грот положил в основу своей попытки реформировать логику в сочинении "К вопросу о реформе логики, опыт новой теории умственных процессов". (Лейпциг, 1882, докторская диссертация). Логика должна быть строго теоретической наукой о познании. В этом смысле он отличается от теории искусства познания. Умственные процессы, составляя специальный вид психических оборотов, сводятся к пяти первоначальным видам движения: ассоциация, диссоциация, дизассоциация, дезинтеграция и дифференциация. Вместе с тем Грот начинает понемногу приходить к положительным взглядам на философию, которые выразились в следующих работах Грота: "Дж. Бруно и пантеизм" (Одесса, 1885); "Задачи философии в связи с учением Дж. Бруно" (там же, 1885); "Значение чувства в познании и деятельности человека" (Москва, 1889). Чувства перерабатываются в понятия, а это и составляет сущность философского познания. Философия не сливается ни с искусством, как ранее думал Грот ("Отношение философии к науке и искусству", Киев, 1883), ни с наукой; она синтез всех данных человеческого сознания. Научным элементом в философии является метафизика. Стараясь перевести в понятия схваченные чувством высшие идеалы и цели, метафизика составляет общую основу и общий метод философии. Метафизика есть наука, которая стремится умозрительно определить абсолютно достоверные и обязательные не только для нашего ума, но и для объективной деятельности качественные отношения явлений опыта, внутреннего и внешнего ("Что такое метафизика?" в "Вопросах философии", 1890, кн. 2). Таким образом Грот пришел к признанию за метафизикой научного значения. Критерием истинного познания должен быть закон однообразия природы, который выводится исключительно из анализа наших собственных состояний ("К вопросу о критериях истины", "Русское Богатство", 1883, 4 6).

Совершенно новой форме дуализма, которую можно назвать монодуализмом, учит Грота в "О душе в связи с современным учением о силе" (Одесса, 1886). Убеждение старой психологии в познаваемости духовной субстанции, ее основных сил и свойств вполне правильно. Ошибка метафизической психологии только в том предположении, будто духовную субстанцию можно познать a priori.

Опытная психология должна вести к познанию самого существа, духовных сил ("Жизненные задачи психологии", в "Вопросах философии", 1890, кн. 4). Точка зрения монодуализма применяется Гротом и к вопросу о свободе воли ("Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности", М., 1889); "La causalite et la conservation de l´energie dans le domaine de l´activite psychique" в "Compte rendu du Congres international de psychologie physiologique", premiere session, П., 1890). Тут ясно сказывается на Гроте влияние Шопенгауэра, которому посвящена особая статья: "О значении философии Шопенгауэра" ("Труды московского психологического общества", вып. I, М., 1888). Считая этические вопросы особенно близкими уму и сердцу русского человека и ожидая от русской философии нового слова, именно в области этики, Грот сосредоточил в последнее время свои интересы на вопросах нравственности, которым посвятил несколько статей в московском философском журнале 1892 г. Настоящее благо личности в ее отречении от своей животной обособленности, в сознании себя звеном и воплощением общего, целого, вечного. В осуществлении этого сознания и лежит то счастье и блаженство, которое составляет истинное основание нравственного поведения человека, а стало быть, и его нравственного долга. Перечень других работ Грота и разборов его сочинений см. в очерке Колубовского (прил. к перев. "Истории новой философии" Ибервег-Гейнце). Благодаря энергичной деятельности Грота, московское психологическое общество оживилось, и заседания его стали привлекать многочисленную публику. Общество стало издавать "Труды", а с 1889 г. под редакцией Грота стали выходить "Вопросы философии и психологии". В них он поместил свои работы о времени. Брат Константин Я. Грот издал сборник статей покойного: "Философия и ее общие задачи" (Санкт-Петербург, 1909) и книгу "Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей" (Санкт-Петербург, 1911). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):