Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - имя

Имя

имя
-в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например: Авраам (отец множества), Бенони (сын скорби), Вениамин (сын счастья), Галгал (колесо, круг), Иаков (держащий за пяту), Исав (волосатый), Мессия (Помазанный), Мицпа (наблюдение), Моисей (спасенный из воды), Рама (высота) и т.д. В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным-охарактеризовал их (Быт 2.20). Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например: Гаал (непринятие, бунт), Гедеон (срубающий), Гоморра (потопление, погружение), Давид (возлюбленный), Дина (суд), Евтих (удачливый), Иаков (вытесняющий, выживающий), Идифун (восхваляющий), Исаак (он будет смеяться), Ханаан (подвластный) и т.д. Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (Быт 32.29, ср. Суд 13.17); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (ср. Ин 3.18). Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие): Авимелех,а Амелсар Апарсы Асир,г Асор,в Афарим Баит Беф-Мерхат Битрон Гагедолим Гад,в Галменюхот Гаммифкад Гараккахим Гарми Гацорфий Гоим Горенгаатад Даги Дума,в Емек Иарев Иекев-Зив Иеминий Иесод Иефер,г Изреель,д Иосафата долина Ир-Мелах Иудия Кедумим Манахаф,а Мени Менуха Меонним Мефег-Гаама Мизгав Милло Мифоар Мицпа Мицфа Море,а Овил Рабсак Рабсарис Регем-мелех Самгар-Нево Севина Села-Гаммахлекоф Ситтим,б Соферийцы Сур,б Тавифа Тартан Фарурим Фирия,а Фихол Харашима Хен Хозай холм (см. также Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»). В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10.4 Иаван означает Грецию; Киттим-Кипр; Фарсис-далекие страны, Испанию; в Быт 10.6 Мицраим означает Египет; Ханаан-Палестину и т.д. (ср. Иез 27.13). Также и в Быт 25.2,13-14; 1Пар 1.13-15 (ср. народы древней Палестины). Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей-род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Неем 3 почти каждое имя-это группа (ср. ст. 18), также и в Неем 10-среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9.11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуил,а). В Суд 8.2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка-Авиезером (Суд 6.11), а всех остальных израильтян-Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом-весь род человеческий. Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка-например, в 3Ц 15.6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелех,а; Екклесиаст, Иодай,а). Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1.59; 2.21), но в дальнейшем могло меняться (Руф 1.20; Иер 20.3; Ин 1.42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария-Озия, Ана-Мааха, Мемфивосфей-Мериббаал, Гедеон-Иероваал и т.д. Имя можно восстановить (Руф 4.5,10), имя можно и изгладить (Пс 9.6; От 3.5). Словом имя, поэтому, в От 11.13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис 7.14; 8.8; 9.6; Иер 23.6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мф 1.21). (См. Адонаи, Библия, Ваал,а; Мелех, сын, язык) .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):