Исторический словарь - ювелирное искусство
Ювелирное искусство
цветы на стебельках, как бы растущих из земли, и т.п. К концу XVII началу XVIII в. чаще появляются плоды и ягоды, иногда целыми гирляндами и связками. Вместо контурных условных фигур изображаются объемные фигуры в движении, многофигурные сцены, заключенные в красивые рамки из цветов. Реалистическое изображение природы сохраняется и в XVIII в.
, но с этого времени рус. искусство, сохраняя самобытность, повторяет этапы развития западноевропейского искусства. Особенно долго задерживается в Москве и провинции рококо с его отсутствием углов и асимметрией в орнаменте. Петербурге же в XVIII в. зарождается орнамент классицизма с его стремлением приблизиться к античным образцам: характерны тонкие гирлянды и венки из листьев, цветков, бус, подвешенные ленты и полотенца, медальоны, вазы, архитектурные детали, руины с фигурами людей и животных, амуры, сфинксы, грифоны и т.п. На них много полированной глазури, часто орнаментирован только край. В 40-х г. XIX в. наряду с элементами классики наблюдается и возврат к беспокойным завиткам рококо, кавинам и цветам, покрывающим прямоугольные предметы. Это "ложное рококо". Наблюдается в эти годы и "ложная готика". Во второй половине XIX в. создается стилизованный (псевдорус.) орнамент в виде плетенки из трав, но более сухой и размеренный. На одном предмете в это время можно видеть смешение разных стилей классический меандр и густые травы рус. средневековья и т.п. В конце XIX и начале XX в. появляется стиль модерн в орнаментации, для которого характерно переплетение разных стилей (средневековых рус., готики, рококо, классики и т.п.). Цветы, излюбленный мотив рус. орнамента, передаются натуралистично, вместе с насекомыми, червями, улитками, летучими мышами. Обычным, а нередко и единственным украшением рус. изделий из драгоценных металлов были надписи, выполненные вязью, т.е. декоративным письмом, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент. Древнейшие надписи немногословны, буквы размещены свободно и не связаны между собой. С XV в. встречается уже вязь, которая с годами делается все труднее для чтения.В XVII в. длиннейшие тексты на небольшом пространстве производят впечатление орнамента. На широких бортах псковских серебряных блюд XVI XVII вв. нарядные буквы украшены личинами, листьями, розетками. Москве в XVII в. вязь была более строгой, сухой, а в Ярославле, напротив, любили округлые и затейливые буквы в сочетании с пышным орнаментом из плодов, цветов и т.
п. В новгородских надписях окончания слов смягчались ("ковшь", "стакань"). До конца XVII в. они были очень многословны, с сентенциями типа "невинно вино, но проклято пьянство" и т.п. В XVII в. серебряные чаши приобретают значение орденов, на которых перечисляются заслуги награжденного. С XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляются гербы. Большинство мастеров имели личные клейма, которые наносились на предметы, изготовленные ими. Изучение клейм помогает определить время и место изготовления того или иного изделия. Кроме того, ставились и пробы металла. Напр., в XVII в. на серебряных изделиях ставили клеймо ЛЕВ, а в XVIII в. 62, 72, 74; со второй половины XVIII в. на серебро ставилось клеймо-проба 76, 82; в XIX в. 84; в XX в. 87, 88, 90, 91, 94. На изделиях из золота, серебра и платины в СССР ставилось клеймо с шифром инспекции пробирного надзора в сочетании с клеймом-пробой, на которой указаны цифра пробы или буквы НП, что означает, что данное изделие содержит драгоценный металл ниже минимальной установленной пробы (не соответствует пробе). Установить по характеру орнамента, форме изделия, надписям, клеймам и пробам дату предмета значит определить его историческую ценность и, следовательно, принять меры к его сохранности от переделки, переплавки. Ценность древних украшений постоянно увеличивается. Это приводит к их хищениям, переплавке и т.п. В результате многие ценные памятники искусства погибли. Не случайно, напр., работы серебряников местных центров Руси в основном известны нам по предметам церковного культа, которые бережно хранились веками в ризницах церквей и монастырей, в то время как светская утварь, в угоду менявшейся моде, переплавлялась и переделывалась.
.См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2534 | |
2 | 1707 | |
3 | 1264 | |
4 | 1052 | |
5 | 996 | |
6 | 993 | |
7 | 918 | |
8 | 867 | |
9 | 830 | |
10 | 809 | |
11 | 800 | |
12 | 774 | |
13 | 772 | |
14 | 761 | |
15 | 759 | |
16 | 737 | |
17 | 724 | |
18 | 715 | |
19 | 706 | |
20 | 666 |