Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - августин

Августин

августин
Аврелий (Aurelius Augustinus), Августин Блаженный (Sanctus) (13.XI.354-28.VIII.430), епископ (с 395) Гиппона (Сев. Африка), богослов, один из крупнейших представителей патристики на З. Выходец из среды рабовладельцев, был воспитан на антич. философии и лит-ре; впоследствии пытался использовать обломки антич.

культуры в интересах церкви. В борьбе с манихейством, донатистами, пелагианством и язычеством сложилась система взглядов А., плодовитого писателя (93 труда в 232 кн.: важнейший "О граде Божьем", "De civitate Dei", впервые напечатан в 1465), фанатичного и воинствующего церковника. Эти взгляды (филос. основа мистико-идеалистич. неоплатонизм) оказали огромное влияние на мировоззрение в период средневековья, особенно на истолкование христианства и организац.

принципы католицизма (позднее переработаны Фомой Аквинским).

Опираясь на созданную им христ. теологию ("вне теологии философия ничто", "перед верой меркнут все достижения разума" и т. д.), A., живший в период крушения Рим. империи, выступил с новой для древности концепцией историч. процесса. По учению А., бог создал человека праведным, со свободной волей, но "первородный грех" Адама и Евы поразил все человечество, и в мир вошло зло. Страдания и мученическая смерть Христа открыли людям путь к "спасению". Однако не на всех людей распространится эта благодать: бог от века предопределил одних людей к погибели, других к спасению, и история человечества непрерывная борьба злого начала "царства сатаны" (или земного гос-ва) и праведников "божьего царства" (на земле это церковь, без приобщения к к-рой нет спасения). Отсюда идея теократии, требовавшая подчинения светской власти церкви, идея о мировом владычестве церкви, к-рая, по его мнению, может и должна использовать все меры принуждения гос. власти (на А. ссылались идеологи инквизиции, мн. теологи, знатоки канонич. права). В своих соч. А. защищал социальное неравенство, рабство, частную собственность (как результат "божеств.

произвола" они закономерны); он выступал также защитником аскетизма, презрения к плоти, к материи (воплощение греха). А. своим учением о предопределении и о благодати оказал влияние на складывание реформац. взглядов Дж. Уиклифа и М. Лютера. Свою жизнь А. описал в "Исповеди" (рус. пер. 1914).

Соч.: Opera omnia, в: Migne PL, t. 32-47, P., 1844-64; в рус. пер.

Творения Блаженного Августина..., 2 изд.,ч.1-7, К., 1901-12.

Лит.: История философии, т. I, М., 1957; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Баскин М., Августин как теоретик католицизма, в кн.: Труды Моск. ин-та истории, философии и лит-ры, т. 1, М., 1937; Трубецкой Е. Н., Религ. обществ. идеал зап. христианства в V в., ч. 1 Миросозерцание блаженного Августина, М., 1892; Рассел В., История зап. философии, пер. с англ., М., 1959.

Л. М. Затуловская. Алма-Ата. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):