Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - базар

Базар

базар
(Bazard), Сент-Аман (19.IX.1791 29.VII.1832) франц. утопич. социалист, теоретик сен-симонизма. По социальному положению мелкий служащий. После реставрации Бурбонов во Франции Б. активно включился в революционную борьбу против дворянской монархии, став одним из руководителей тайной орг-ции карбонариев.

Провал ряда организованных ею заговоров и разочарование в политич. борьбе способствовали сближению Б. со сторонниками утопич. социализма и его обращению к сен-симонизму. С 1825 Б. занялся пропагандой идей Сен-Симона и их дальнейшей разработкой. Сотрудничая в сен-симонистских органах "Le Producteur" (1825-26) и "L'Organisateur" (1829), Б. в то же время явился создателем цикла публичных лекций, излагавших в систематизированном виде сен-симонистскую доктрину (опубл.

отдельной книгой в 2 частях "Doctrine de Saint-Simon. Exposition. Premiere année, 1829", 1830, "2-me année, 1829-30", 1830; рус. пер. Изложение учения Сен-Симона, под ред. и с коммент. Э. А. Желубовской, вступит. ст. В. П. Волгина, М.-Л., 1947). Б. развил в сен-симонизме ряд новых идей: о чередовании в истории разрушительных ("критических") и созидательных ("органических") эпох, об ист.

процессе как постепенном убывании антагонизма и росте сотрудничества ("ассоциации") в обществе, о делении производит. класса "индустриалов" на собственников средств произ-ва и пролетариев, между к-рыми существует антагонизм. Связывая эксплуатацию человека человеком с собственностью на средства произ-ва, Б. приходил к выводу о необходимости замены частной собственности на средства произ-ва гос.

собственностью, выдвигая в качестве способа достижения этого отмену права наследования. Изображение возвещенного Сен-Симоном строя ассоциации приобрело у Б. значительно более определенные социалистич. черты: обществ. собственность на средства произ-ва, регулирование и планирование х-ва централизованными органами руководства экономикой банками, распределение благ между членами ассоциации на основе "нового права" "каждому по его способностям, каждой способности по ее делам".

Однако Б. не вышел из круга идеалистич. воззрений Сен-Симона, а в ряде вопросов даже усугубил их реакц. черты, отыскивая в истории человечества высшую религ. цель, к к-рой оно якобы движется и стремится. Б. отрицал не только революц. методы действия, но и политич. борьбу вообще.

В сен-симонистской религ. общине Б. занимал наряду с Анфантеном положение первосвященника; однако отрицательно относился к мистич.

идеям Анфантена о браке и семье. Разногласия и споры по этим вопросам, приведшие к выходу Б. из сен-симонистской общины и к попытке создания собств. общины, послужили материалом для предсмертной работы Б., оставшейся незаконченной, "Религия сен-симонизма. Очерки о морали и политике..." ("Religion saintsimonienne. Discussions morales, politique...", P., 1832).

Лит.

: Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, Сен-Симон и сен-симонизм, М., 1961; Ruppert J., Das sociale System Bazard's, Würzburg, 1890; Spühler W., Der Saint-Simonismus. Lehre und Leben von Saint-Amand Bazard, Z., 1926.

H. Е. Застенкер. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  торговля на открытом месте, торжище, торг, рынок, сход и съезд в базарные дни недели для купли и продажи. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):